Контрольная работа. Граждане активно обращаются за защитой прав
Этот год в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проходит под девизом «Наши деньги — наши права». О нарушениях в сфере банковских услуг, а также о статистике обращений граждан и тенденциях в других сферах деятельности ведомства рассказала руководитель управления Роспотребнадзора по Самарской области Нина Сергеева.Этот год - юбилейный: 20 лет назад в России был принят закон о защите прав потребителей. Сегодня деятельность управления заключается не только в контрольных мероприятиях и надзорных функциях. «Информирование населения специалистами нашего ведомства— один из факторов, повышающих грамотность потребителя, - отмечает Нина Сергеева. - В последние годы население очень активно обращается к нам по вопросам предоставления финансовых услуг. Судя по всему, мы все больше вооружаем потребителя знаниями в этой области. Еще наша помощь заключается в том, что мы можем вступать в судебный процесс и оцениваем, нарушены ли права потребителя в взаимоотношениях, в частности, с банковскими структурами».
В последние годы число обращений по финансовым услугам сравнялось с количеством обращений по спорным вопросам в сфере торговли. Основные нарушения при проверке — взимание дополнительных комиссий, повышение процентной ставки в одностороннем порядке. Нина Сергеева напомнила, что до сих пор недостаточно отрегулированы законодательством кредиты по банковским кредитным картам, когда письменный договор не заключается, и потребителю трудно разобраться, что происходит порой с графиком выплат.
В 2011 году благодаря поддержке Роспотребнадзора по делам потребителей с финансовых учреждений было взыскано 1 млн 587 тыс. рублей и 154 тыс. рублей — в пользу государства.
Если в 2007 году по поводу банковских услуг было 25 обращений граждан, то в 201-м1 — 668.
Число обращений в Роспотребнадзор имеет устойчивую динамику роста. В прошлом году в управление по Самарской области поступило свыше 18 тыс. заявлений по вопросам в различных сферах, почти 11 тысяч - по поводу защиты прав потребителей. Были жалобы на предоставление медицинских услуг, услуг туроператоров, связи.
26% от общего числа — жалобы на ЖКХ. В прошлом году их было 2641, и это количество по сравнению с 2007-м выросло почти в семь раз. Основные нарушения — отсутствие достаточной и достоверной информации, за что потребитель платит, отказ на предоставление перерасчета, навязывание дополнительных услуг вроде опломбирования счетчиков за дополнительную плату. Сотрудники управления по эти заявлениям проводят проверки и разъясняют гражданам, как действовать в том или ином случае. В сфере туриндустрии бывает, когда туроператоры объявляют о банкротстве или прекращении деятельности. И заставить их предоставить услугу возможно лишь в судебном порядке. В таких случаях Роспотребнадзор также может предоставить для суда заключение, нарушены ли права потребителя.
Источник: Волжская Коммуна