Самарцы избрали «непонятную» форму управления
С подачи управляющих компаний жители уже более 700 домов в Самаре избрали непосредственную форму управления (НФУ). При этом управдомы не везде предоставили ресурсоснабжающим организациям базу данных по лицевым счетам.
- Слепые расчеты
- Представители городских ресурсоснабжающих организаций считают эту форму скорее «непонятной», нежели «непосредственной», так как представленные протоколы собраний жильцов домов, избравших НФУ, не дают им возможности заключить договоры с жителями на предоставление коммунальных услуг. Для этого необходима база данных по лицевым счетам, сведения о показаниях приборов учета и количестве проживающих в квартирах, если начисление квартплаты ведется по нормативу. Для расчета общедомовых нужд нужны данные по площади жилых и нежилых помещений. Самостоятельно добыть эту информацию нельзя - запрещает закон о защите персональных данных. Таким образом, жители должны сами заключать договоры с ресурсниками либо поручить это УК.
- Между тем, управляющие компании, инициировавшие изменение способа управления домами, в большинстве случаев не предоставили ресурсникам необходимые сведения для расчета оплаты за «коммуналку». И в итоге начисления за предоставленные услуги производятся без договоров и данных приборов учета, к тому же с опозданием. Возникает риск выставления квитанций за несколько месяцев, что влечет за собой несвоевременную плату и начисление пени жителям за просроченные платежи, при этом не по их вине.
- Гендиректор ООО «Самарские коммунальные системы» Иван Ефанов заявил, что сейчас предприятие не заключило ни одного договора по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения с жильцами тех домов, которые избрали непосредственную форму управления. То есть 70 тысяч лицевых счетов оказались в подвешенном состоянии. Тем временем протоколы выбора собственниками жилья этой формы управления предоставили ООО «Приволжский ПЖРТ» (145 домов), ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» (284 дома), ООО «Газэлектромонтаж» (286 домов), по два дома у ООО «Самараспецстрой» и ООО «УК ТВН», а также 12 домов ТСЖ и ЖСК. И список продолжает расти. Перечень домов, в которых жители проголосовали за НФУ, опубликуют на сайте «СКС».
- В ворохе квитанций
- В Жилищном кодексе РФ непосредственная форма управления рекомендуется жителям малоэтажных домов с небольшим количеством квартир, в многоквартирном доме такая форма управления малоэффективна. «Далеко не все жители понимают, что именно изменится после выбора иного способа управления домом, - отметил начальник юридического отдела ЗАО «ПТС» Александр Гречанин. - Понятно, что УК сбрасывает с себя бремя сборов платежей и погашения сверхнормативных расходов, начисления становятся прозрачными, но для жителей – это не только устранение УК как посредника по взиманию платы, это заключение договора с каждой организацией, обязанность каждому поставщику услуг предоставлять показания приборов учета, уведомлять каждого о прописке и выписке, о перерасчете за отпуск или командировки. К тому же размывается ответственность за качество коммунальных услуг. Люди остаются наедине со своими проблемами».
- По словам Гречанина, в настоящее время ЗАО «ПТС» продолжает заключать договоры на подачу тепла и горячей воды с жителями 150 домов в Промышленном районе города. Он отметил, что резко упали платежные сборы - многие не знают ни про НФУ, ни про решение общего собрания жильцов и попросту игнорируют квитанции.
- Дело в том, что часть протоколов собраний жильцов,
представленные управляющими компаниями в ресурсоснабжающие организации,
оформлены с нарушениями требований законодательства и даже фальсификацией
подписей - их люди ставили, голосуя, например, за ремонт крыши и уборку
подъездов.Так, житель дома № 47 на ул. Солнечной Сергей
Дывыдов рассказал, что обнаружил в своем почтовом ящике экземпляр
договора с ЗАО «ПТС». Избрание собственниками квартир непосредственной формы
управления стало для него новостью, поскольку никакого общего собрания не
было.
- Представители ресурсоснабжающих организаций видят решение проблемы в реорганизации МП «ЕИРЦ» с предоставлением возможности участия в начислении платы за коммунальные услуги. Либо можно создать новый РКЦ, при этом дать поставщикам услуг актуальную базу данных о лицевых счетах, жилищных площадях и характеристиках домов в электронном виде.
- Средства на ремонт
- Гендиректор ООО «Приволжский ПЖРТ» Минахмет Халиуллов считает проблему надуманной, ведь обвинять УК в падении платежных сборов, что наблюдают поставщики коммунальных услуг, по меньшей мере, странно. «Люди отказываются платить за некачественные услуги, поэтому у ресурсоснабжающих организаций есть стимул их улучшать, - отметил он. - Что касается мнения о «стихийном» переходе к непосредственной форме управления, то в наших домах общие собрания жильцов проходили по всем правилам. Достоверность протоколов собраний и иных документов больше года проверяли эксперты разных инстанций, в том числе представители прокуратуры и ГЖИ. С этого года жители 145 наших домов, а это почти 17 тысяч лицевых счетов, будут оплачивать коммунальные услуги по прямым договорам. Множество квитанций – это не аргумент. Уже несколько лет самарцы так рассчитываются за газ и свет. В нашей «платежке» останется содержание и текущий ремонт. Средства будут идти на ремонт крыш, подъездов, отмосток, гидроизоляцию межпанельных швов, благоустройство, а не на кредитование поставщиков услуг, как часто случалось ранее».
- По словам Халиуллова, к НФУ обратились не от хорошей жизни. «Сбор коммунальных платежей без вознаграждения в виде комиссии и без учета дебиторской задолженности для УК разорителен, - уверен он. - Теперь вместо постоянной нервотрепки мы занимаемся своими непосредственными обязанностями: ремонтируем дома, проводим опрессовку, готовим дома к новому отопительному сезону, занимаемся благоустройством дворов».
- Кстати, самарцы уже оценили преимущества непосредственной формы управления: средства, предусмотренные на содержание и ремонт дома, в действительности на эти нужны и тратятся. Например, как рассказала «ВК» старшая по дому № 20 на ул. Тополей Румия Хасятуллова, в двух подъездах в этом году уже прошел ремонт. Крышу сделали еще в прошлом году. К уборке, по ее словам, претензий нет.
- «При выборе способа управления значимым для жителей является техническое состояние дома, - отмечает руководитель департамента ЖКХ администрации Самары Игорь Жарков. - При этом важно, чтобы средства, поступающие на текущий ремонт и содержание, шли по назначению, а не направлялись на погашение дебиторской задолженности перед поставщиками услуг».
Иван Ефанов, гендиректор ООО «Самарские
коммунальные системы»:
В Самаре по инициативе УК более 700 жилых домов находятся в переходной форме
управления. При этом ресурсоснабжающим организациям не предоставили базу данных
с лицевыми счетами абонентов. И теперь начисления за предоставленные услуги
производятся без договоров и показаний приборов учета, к тому же с опозданием.
Люди не понимают, почему квитанции приходят за несколько месяцев и от
нескольких организаций, и не знают, где и с кем заключать новые договоры. В
итоге под угрозой оказывается бесперебойное снабжение города водой и теплом,
ведь на поступающие средства закупаются материалы для ремонта
коммуникаций.
Анатолий Штейнберг, гендиректор ЗАО «ПЖРТ Промышленного
района»:
- Непосредственная форма управления действует во всех 284 домах, находящихся в
ведении нашей компании. С этого года согласно новому договору с ООО «СКС» мы
исключили из квитанции плату за водоснабжение и водоотведение. Поставщик услуг
располагает данными по лицевым счетам и показаниям приборов учета. Жители
начали рассчитываться за холодную