Самара простилась с режиссером Петром Монастырским

В среду, 3 июля, самарскому режиссеру Петру Монастырскому в последний раз аплодировал зал, аплодировал стоя, провожая мэтра в последний путь. Прощание с выдающимся режиссером, общественным деятелем и публицистом состоялась в театре Драмы, в театре в котором Монастырский проработал 40 лет, и вернулся на родную сцену спустя 18, чтобы уйти уже навсегда.
Церемония прощания должна была начаться в 11 утра, но еще раньше зал театра уже был полон. Артисты, музыканты, театральные деятели, благодарные зрители, друзья поочередно поднимались на сцену, чтобы возложить цветы, а затем вернуться в зрительный зал и занять свое место. Духовой оркестр в фойе, сменяющиеся на траурном посту актеры - Олег Белов, Елена Лазарева, Иван Морозов, Владимир Сухов, те, кто когда-то и составляли "коллекционную" труппу театра Монастырского. О том, что Петр Львович собирал своих актеров как уникальную коллекцию, как драгоценности в единое украшение потом сказали со сцены и Ольга Шебуева и Владимир Гальченко.
"Он каждому давал возможность проявить свой талант и свои способности, - сказал Марк Левянт, - я прощаюсь с человеком, который определи мою судьбу. Он воспитал таких актеров как Николай Засухин, которому рукоплескала Москва. И это не просто талант артиста, это работа режиссера. Это Юрий Демич, который уже в 24 года сыграл Гамлета, а два года до этого Петр Львович с ним репетировал эту роль, отдельно. Юрия Демича потом пригласили в БДТ. Это Вера Ершова, это Владимир Борисов, Наталья Радолицкая. Я могу перечислять много наших актеров, которые благодаря Монастырскому стали звездами. Когда Куйбышевский театр приезжал на гастроли в Москву, то, чтобы купить билеты люди выстаивали очередь в несколько кварталов. Это человек, который умел рисковать, и всегда побеждал".
Каждый из выступающих обращался в своей речи лично к Петру Львовичу, не к залу. Были зачитаны тексты телеграмм с соболезнованиями от министра культуры РФ Владимира Мединского, от председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина, от Новосибирского театра, Красноярского, Ульяновского, и других театров страны, в которых Монастырский также осуществлял свои постановки. От Тольяттинского театра "Колесо", в котором Петр Львович поставил несколько спектаклей, в то время когда ему было уже за 90.
Пришло соболезнование от Воронежского театра драмы, в котором 25 летний юноша, выпускник ГИТИСа Петр Монастырский поставил свой дипломный спектакль "Машенька" в 1940 году. А потом еще около десяти спектаклей, в качестве режиссера театра, пройдя с коллективом трудные дороги войны. Воронежцы до сих пор это помнят и считают, что во время войны спас театр именно этот 25-летний мальчик.
От имени губернатора Самарской области слова соболезнования произнесла министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова, простится с Монастырским пришел глава города Дмитрий Азаров.
На церемонии прощания вспомнили и о том, что кажется совсем недавно праздновали 95-летие, Монастырский тогда не сходил со сцены добрых три часа, общался с публикой, и никто даже сомневался, что таким же образом пройдет и столетие.
В половине первого дня Петр Львович покинул театр. Под нескончаемые аплодисменты, под звуки музыки. Петр Львович Монастырский похоронен на городском кладбище на аллее Почетных граждан Самары.