Фестиваль «Волжские театральные сезоны» возвращается
В Самаре возрождается всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны», основанный в 2007-м и не проводившийся с тех пор ни разу. Он пройдет с 24 по 30 апреля. Отличительная особенность фестиваля — многожанровость. В программе опера Бриттена, кукольный «Король Лир», камерные «Бесы» и многое другое.
- «Волжские театральные сезоны» учреждены в 2007-м Союзом театральных деятелей и проводятся при поддержке областного бюджета. Точнее, прошли один раз - в том же 2007-м. Фестиваль 2009-го, с отобранной программой и разосланными театрам приглашениями, отменился в последний момент.
Экономический кризис или противоречивые отношения сторон тому виной, не будем выяснять, но ничего хорошего от такой паузы не случилось — пропущены два фестиваля и три цикла развития («Сезоны» планировались как биеннале, то есть не состоялись в 2009-м и 2011-м, а 2013-й передвинулся на 14-й), программа этого года собиралась в последний момент, без экспертного совета — в общем, если бы все шло по плану, к 2014-му мы имели бы уже крепко ставший на ноги фестиваль, а теперь «снова с нуля».
- Отличительная особенность «Волжских театральных сезонов» — многожанровость. В 2007-м о ней можно было только догадываться - здание Театра оперы и балета стояло закрытым на реконструкцию, и музыкальная часть афиши состояла из одного саратовского балета. Зато в афише 2014-го оперных и балетных спектаклей почти столько же, сколько драматических. Больше всего в музыкальной программе радует наличие оперы Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции», которую Юрий Александров поставил в своем камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера». В Самаре нечасто можно услышать современную (не XIX века) оперу, к тому же первая постановка «Поругания Лукреции» в России оформлена именитым сценографом Зиновием Марголиным, а костюмы делал хорошо знакомый самарцам Вячеслав Окунев. Юрий Александров, только с открытия реконструированного театра поставивший у нас «Князя Игоря» и «Аиду», самарцам тоже хорошо известен, но есть подозрение, что в своем собственном театре ведет себя свободнее, чем в приглашенных режиссерах. Сюжет бриттеновской оперы у Александрова существует как будто в двух измерениях: сцены из римской истории происходят за тюлевым занавесом, а на первом плане — Он и Она, люди из страшных 1940-х, когда была написана опера.
- Кроме того, Самарский театр оперы и балета покажет на фестивале «Аиду», так что Юрий Александров представлен в афише дважды. Из Москвы приедет «Каменный гость» Даргомыжского — свежий спектакль студентов худрука «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана.
В балетной афише - «Корсар» Марийского театра оперы и балета в постановке худрука театра Константина Иванова и «Сильфида» Воронежского театра оперы и балета, поставленная бывшей солисткой Мариинского театра, педагогом и балетмейстером Ксенией Тер-Степановой. Самарский оперный покажет «Баядерку» Минкуса, поставленную в 2012-м педагогом-балетмейстером Мариинского театра Габриэлой Комлевой.
- Темой Сезонов-2014 стала классическая литература. Даже в куклах покажут «И наказание» по Достоевскому (номинированный в этом году на «Золотую Маску» спектакль Рязанского театра кукол, режиссер Олег Жюгжда) и «Короля Лира» (Воронежский театр кукол «Шут», режиссер Валентин Козловский). Самарский театр кукол представлен «Карликом-носом» в постановке Игоря Игнатьева.
- Драматических спектаклей восемь. Из московского РАМТа привезут спектакль «Шатов, Кириллов, Петр» - камерный вариант «Бесов» Достоевского, поставленный актером РАМТа Александром Дорониным по собственной инсценировке. Из огромного романа в спектакле остались эпизоды, связанные с убийством Шатова и самойбийством Кириллова. «В сценической версии Александра Доронина есть одна четко улавливаемая идея - показать, как умозрительно-политическая бесовщина затягивает в свои сети, подчиняет до полного паралича, калечит обычного человека», - писала после премьеры театральный критик Ирина Алпатова, отмечая, что такого рода честный психологический театр сегодня редкость.
- Другим московским участником программы станет спектакль по пьесе Артура Миллера «Цена» из Театра им. Маяковского, поставленный классиком российского театра Леонидом Хейфецом в 2012 году. Для героев пьесы, супругов Виктора и Эстер, продажа оставшейся после отца мебели становится поводом оценить не только обстановку дома, но и собственную жизнь.
- Магнитогорский театр драмы привезет «Ромео и Джульетту» в постановке Максима Кальсина — спектакль с красивой картинкой, с эффектной раздвижной декорацией, стеной дождя и рэпом. Новосибирскский театр п/р Сергея Афанасьева покажет «Унтиловск» Леонида Леонова, пьесу из 1920-х, поставленную худруком театра. Чехов в афише представлен Липецким театром драмы, который привезет «Дядю Ваню» в постановке главного режиссера Сергея Бобровского. Челябинский Новый художественный театр покажет «Сказки» Салтыкова-Щедрина в жанре «ток-шоу в одном действии» (постановка Евгения Гельфонда и Дмитрия Фоминых). От Самары - «Дон Жуан» Театра драмы и «Гамлет» «СамАрта».
- Напомним, что «Волжские театральные сезоны» - конкурсный фестиваль, по его итогам выбирают лучший спектакль, лучшую женскую (приз имени Веры Ершовой) и мужскую роль, награждают за режиссерскую работу, сценографию, музыкальное оформление спектакля и т.д. Жюри, как и в 2007-м, воглавит критик Наталья Старосельская (г. Москва).
Источник: Волжская Коммуна