Как и зачем собирают наши персональные данные
В конце февраля 2018 года турецкое приложение GetContact произвело в России настоящий бум. Сервис стал популярным сетевым развлечением, он позволяет узнать, под каким именем ты записан в телефонах знакомых. К концу февраля GetContact занял первое место по количеству скачиваний в магазине приложений App Store в России. Однако чтобы получить доступ к сервису, нужно дать ему доступ к телефонной книге. Так к середине марта создатель сервиса собрал по всему миру более 3,5 млрд номеров с именами владельцев, как указано на сайте приложения. Согласно пользовательскому соглашению эти данные разработчики могут использовать в маркетинговых целях или передавать третьим лицам.
На сегодняшний день объем российского рынка информации о пользователях эксперты оценили в сумму не менее 3,3 млрд руб., а его потенциал — до 30 млрд. Как и для чего о нас ежедневно собирают информацию? Сейчас объясним.
Есть несколько способов сбора пользовательской информации, о которых мы не подозреваем: например, через телефон или даже кассу в магазине. Самые распространённые пути — через трекеры, Wi-Fi и онлайн-банк.
Через трекеры. К всплывающему окошку о сборе cookies (данных о поведении пользователя на сайте) все уже привыкли и перестали считать чем-то опасным, а зря. Российский интернет входит в топ стран по количеству установленных трекеров. Трекер — это встроенный невидимый счетчик, который собирает cookies со всего интернета. Все действия в интернете — от маршрута поиска на сайте до количества минут, проведенных на определенной странице — составляют пользовательский портрет, который сайты автоматически продают сразу нескольким сторонним компаниям.
Через Wi-Fi. Операторы публичных точек доступа раздают интернет не просто так: они монетизируют информацию о собранных mac-адресах — идентификаторах мобильных телефонов. Для того, чтобы оператор забрал личную информацию, даже не нужно подключаться: роутеры собирают адреса всех, у кого включен поиск Wi-Fi. Данные в итоге загружаются оператором на рекламные платформы, которые составляют пользовательские портреты и таргетируют на них рекламные предложения.
Через банк. Например, даже «лопнувший» банк Касперской не смог бы стать гарантом безопасности в плане хранения информации. Через мобильные приложения они занимаются сбором cookies клиентов, с помощью которых находят их в интернете для показа персонализированной рекламы. Самый яркий кейс — Сбербанк и Segmento (платформа по закупке рекламы в интернете; контрольный пакет принадлежит Сбербанку). По такой схеме платформа организовала промо-кампанию «Макдоналдса»: получив данные о нескольких миллионах человек, которые расплачивались в кафе сети картой Сбербанка, Segmento показала им ролики нового бургера Greek Mac. А после проанализировала поведения и реакцию пользователя — проследила, кто из увидевших ролик купил Greek Mac.
Для чего в итоге используется эта информация? Во-первых, для таргетированной рекламы: вам покажут именно то, на что вы, скорее всего, кликнете. Например, компания Infobip для продвижения услуг такси из аэропорта через SMS нацелила рекламу на мужчин и женщин от 25 до 44 лет, которые тратят на связь не менее 500 рублей в месяц и в данный момент находятся в аэропорту. Такая узкая сегментация позволяет компаниям более точно нацелиться на своего клиента и наверняка привлечь его деньги.
Во-вторых, для скоринга — оценки платежеспособности заемщиков. Если использовать несколько ресурсов для сбора информации — через телефон, интернет, соцсети — то вместе они дадут точную картину реального дохода клиента банка.
В-третьих, для маркетинга. Данные, собранные в цельные портрет любого типа потребителя, помогают компаниям создавать новые продукты. Результат анализа похож на отчет обычного устного опроса, однако он основывается на данных миллионов реальных покупателей. Такая широкая воронка дает тысячи дополнительных показателей, чтобы товар наверняка попал в свою аудиторию и принес компании наибольшую прибыль.