Предприятиям области будет оказана государственная поддержка
Депутаты Самарской Губернской Думы провели сегодня заседание круглого стола по вопросу господдержки областным предприятиям в условиях экономического кризиса. В заседании приняли участие представители правительства Самарской области и промышленники региона.
Министерство экономического развития Самарской области подвело итоги изменения индекса промышленного производства за первый месяц текущего года. К сожалению, показатели оказались весьма неутешительными. Если 2008 год завершился с индексом в 103%, то уже в январе он опустился до 60%, февраль финиширует с еще меньшим процентом – 57. Вообще январь эксперты называют месяцем особенным, поскольку именно в январе 2009 года впервые за несколько лет был остановлен конвейер АВТОВАЗа. Последствия остановки оказались слишком чувствительными для всего автопромышленного кластера области. Проблемы на ВАЗе как снежная лавина увлекают в пропасть другие предприятия, ориентированные на автозавод. Да и бюджет области существенно зависит от налогов автозавода.
На помощь бюджета и правительства надеется не только автогигант, но и другие стратегические предприятия области, но поддержать их всех региональный бюджет не способен. Слишком уж ограничены возможности областной казны, тем более, когда доходы постоянно сокращаются. К тому же, как бы ни были велики возможности власти, закон рыночной экономики никто не отменял. Развитие всех производств определяется рынком, возможности сбыта и уровень спроса – это ключевые моменты. А с ними сейчас туго, это признают все. И поскольку своими силами регионы явно не справятся, из кризиса не выберутся и предприятия свои не спасут от банкротства, остается надеяться на поддержку федерального бюджета. Вот в этом Самарской области повезло. Такой концентрацией крупных промышленных предприятий, имеющих стратегическое значение, могут похвастаться очень редкие территории. Список этих предприятий в Москве уже имеется, по области их 48, и каждому будет осуществляться точечная поддержка. Центральной фигурой, конечно же, признан ВАЗ, ибо допустить его банкротство - смерти подобно. Страшно подумать, что будет с Тольятти, Самарой, да и всей областью, если конвейер автозавода опять остановится, и к тому же навсегда. По словам замминистра экономического развития и торговли Самарской области Натальи Евтеевой, «в первую очередь поддержка будет оказываться ВАЗу , причем поддержка на федеральном уровне, поскольку и кризис, как ни крути, явление макроэкономическое, спасти автомобильный завод областные власти самостоятельно не смогут».
Масштабы планируемой поддержки главному автопроизводителю страны действительно грандиозны. В первую очередь, это обеспечение кредитных ресурсов предприятиям. Причем, на это могут рассчитывать не только организации автомобильного кластера области, но и всего сектора реальной экономики. Во-вторых, государство будет субсидировать процентные ставки гражданам на покупку автомобилей тольяттинского производства, также сейчас разрабатывается программа долевого финансирования приобретения автомобилей для нужд спецслужб, медицинских учреждений, инвалидов. Приобретаться машины будут на условиях софинансирования федерального и областного бюджета, причем на каждый областной рубль придется 2 федеральных. Уже сейчас имеются заявки на автомобили на 1 млрд. рублей. В Москве же готовы выделить около 20 млрд. рублей, так что, возможно, денег будет в разы больше. Еще одной радостной для АВТОВАЗа новостью является намерение компании «Pirelli» начать строительство собственного производства на заводе. А это уже инвестиции, реальные деньги и рабочие места. Особенно в свете нынешних долгов ВАЗа. Завод в долгах, как в шелках. Общая сумма долговых обязательств, в основном перед поставщиками, составляет 12 млрд. рублей. Правда, и кредитов ВАЗу дадут на 10 млрд. рублей, к тому же планируется снова ввести в действие систему взаимозачетов с поставщиками, чтобы таким образом хотя бы немного снизить задолжность перед ними. Все-таки помочь автозаводу, означает помочь целому спектру предприятий области, и становится ясно, что спасать его готовы любой ценой.
По остальным предприятиям картина в основном не такая пессимистичная. Авиастроительный сектор, например особых денег у властей не просит, а просит лишь сдержать рост кредитных ставок и слишком активную деятельность проверяющих и контролирующих органов, которые сейчас, в условиях кризиса, лишними придирками способны потопить многие крупные промышленные производства. Химическая промышленность также будет оберегаться со всем тщанием. Уже сейчас были отменены пошлины на вывоз химической продукции. Также реальный сектор экономики может рассчитывать на более оперативное возвращение выпадающих доходов предприятий, опять же, согласитесь, деньги, которые в кризис лишними не бывают совершенно. Тем не менее, как заявляют представители минэкономразвития Самарской области, «необходимо тесно работать с федеральными службами, поскольку собственных сил явно не достаточно».
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »