Муниципальные бюджеты будут урезаны
Муниципалитеты губернии завершают обсуждение бюджетов на следующий год. Ожидается, что в ноябре они примут главные финансовые документы в окончательном варианте. Из-за мирового финансово-экономического кризиса большинству муниципалитетов пришлось существенно сократить параметры своих бюджетов. В среднем в городах Самарской области доходная и расходная части уменьшились практически в полтора раза. На такой радикальный шаг муниципалитеты пошли, чтобы избежать секвестра в 2010 году.
Снижение по всем показателям
Октябрь и ноябрь для муниципальных образований Самарской области проходят под знаком формирования, обсуждения и принятия бюджетов на следующий год. В этом году после нескольких лет относительной стабильности администрации вынуждены действовать в условиях нехватки средств. В 2009 году все 37 муниципалитетов региона секвестировали свои бюджеты, причем некоторые из них сократили доходную и расходную части дважды. А Сызрани пришлось урезать свой бюджет трижды.
В связи с этим готовить проекты бюджетов на следующий год пришлось с учетом существенного сокращения доходной части. Но главным образом «подвел» муниципалитеты основной источник пополнения казны - налог на доходы физических лиц: в условиях снижения уровня заработной его поступления упали. «Повсеместное падение налога на доходы физических лиц наблюдается на территории всей области», - разъясняет ситуацию на примере Отрадного заместитель главы по экономическим вопросам города Людмила Попова.
Жить по средствам
В 2010 году в Самарской области придется «затянуть пояса» прежде всего малым городам. К примеру, в Похвистневе и Жигулевске, согласно представленным проектам главных финансовых документов, бюджеты сократятся примерно на треть.
В самом крупном муниципалитете губернии - Самаре - бюджет уменьшится на 9,8%. Конечно, в абсолютных цифрах потери областного центра на порядок выше, чем у небольших городов. Так, доходная часть бюджета Самары уменьшится на 1 млрд рублей по сравнению с текущим годом, а в Жигулевске казна сократится примерно на 150 млн рублей. «Почему произошло такое резкое сокращение основных показателей бюджета? - отмечает исполнительный директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко. - Ответ прост: если в бюджет будут заложены минимальные средства, то он стопроцентно их получит. Это попытка подстраховаться от негативных тенденций, от недопоступления бюджетных средств».
Понятно, что в таких условиях большинство бюджетов муниципальных образований формировались дефицитными. «Мы планируем дефицит бюджета на уровне 6,5%», - рассказывает глава Новокуйбышевска Олег Волков. «У нас дефицит бюджета будет на уровне 5,5%, - сообщил мэр Самары Виктор Тархов. - Законодательством предусмотрено, что бюджетный дефицит не может превышать 10%. Поэтому тут у нас есть небольшой разбег».
Отметим, что в области лишь два муниципалитета решили принять свои бюджеты с профицитом - это Тольятти и Сызрань. Впрочем, профицит там формируется за счет привлечения бюджетных кредитов. «Это вполне нормальный подход при составлении главного финансового документа, - рассуждает исполнительный директор самарского представительства ИК «Финам» Максим Ловцов, - поскольку даже при относительно успешном развитии экономической ситуации в 2010 году, в силу инерционных процессов, рассчитывать на то, что ситуация в разы улучшится, нельзя. Доходы не вырастут. Профицит возможен не из расчета дополнительных доходов, а как некий резерв».
Избежать секвестра
Главной причиной, побудившей муниципалитеты пойти на существенное сокращение доходной и расходной части бюджетов, стала попытка не допустить секвестра в следующем году и оптимизировать все предполагаемые издержки.
«Под нож» попали практически все статьи бюджетов. Естественно, наименьшим сокращениям подверглась социальная сфера. Такая позиция властей муниципальных образований соотносится как с федеральной, так и региональной политикой формирования бюджетов.
Наиболее серьезно пострадали инвестиционные программы. «Расходы были максимально сокращены, - отмечает Олег Волков. - Большинство городских программ были существенно сжаты, нетронутыми оказались только социальные программы». «Я недоволен бюджетом в части вложения средств в жилищно-коммунальное хозяйство, - говорит Виктор Тархов. - Мы всерьез придержали затраты на эту отрасль. Что не есть хорошо. Поэтому наша главная задача - больше зарабатывать, и у города такая возможность есть. Молим, чтобы этот кризис побыстрее прошел».
Эксперты полагают, что таким образом администрации стараются обезопасить себя в следующем году от такой непопулярной среди населения меры, как секвестр. «Если говорить о возможных сокращениях бюджетов, то вполне возможно, что их и не будет, - считает Дмитрий Яковенко. - Жили же мы с 2000-го по 2008-й, когда в течение года бюджет пересматривался в сторону увеличения. Вполне возможно, что вернутся и такие времена».
Комментарии
Максим Ловцов,
исполнительный директор самарского представительства ИК «Финам»:
- Все органы МСУ хотят подстраховаться от возможной процедуры секвестра в следующем году. Лишние деньги всегда проще освоить. Небольшие же муниципалитеты за счет дефицита рассчитывают получить дополнительные субвенции от региональных властей. Глупо было бы предполагать, что все органы местного самоуправления запланировали бы расходы и доходы на уровне текущего года.
Дмитрий Яковенко,
исполнительный директор Самарской гильдии финансистов:
- Несмотря на то что этот год был кризисным, ряд финансовых показателей все-таки базируется на показателях прошлого, достаточно успешного года. А в 2009 году ситуация сложилась таким образом, что простаивал «АвтоВАЗ», соответственно, стояли его смежники. Были проблемы и по другим позициям. Даже сырьевой экспорт сократился. Поэтому в следующем году, при условии оптимистичного прогноза развития экономики, первое полугодие 2010 года нам придется жить по доходам 2009 года.
Алексей Верещагин, директор самарского филиала ИК «Тройка-диалог»:
- Планируя доходную и расходную части на следующий год, муниципалитеты решили подстраховаться и изначально заложили низкие цифры. Для любого муниципалитета будет целесообразнее перевыполнить заниженные показатели, чем не исполнить какие-то завышенные цифры. Это общероссийская тенденция. Есть «бюджеты развития», а есть «бюджеты выживания». Тот принцип, по которому сейчас формируется казна большинства муниципалитетов, это, скорее, «бюджеты выживания»: денег нет, если потом появятся, мы их потом и перераспределим. Попросту, это более жесткое планирование на следующий год.
Виктор Тархов, глава администрации Самары:
- Бюджет у нас сформирован между оптимистичным и пессимистичным вариантом. Но все же ближе к пессимистичному. Мы попросту осторожничали, поэтому и взяли такой вариант. Вообще, мы ищем способы увеличить наши доходы. Для этого мы изучаем опыт других городов. Мы всерьез занялись этой проблемой, чтобы не изобретать свой собственный самарский велосипед.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »