Герой труда Клавдия Зинина
Село Новое Белоключье, что в Шигонском районе Самарской области, теперь совсем обезлюдело. Несколько обветшалых домов прячутся среди кустарников, нет здесь ни магазина, ни клуба. Вроде и от райцентра недалеко, а место глухое. И живет здесь женщина, пожалуй, самая знаменитая в районе, Герой Социалистического труда Клавдия Васильевна Зинина. Кроме нее, других тружеников, удостоенных такого высоко звания, в районе нет. Да теперь уж и не будет…
Из биографии К.В. Зининой:
Клавдия Васильевна Зинина родилась в 1929 году в Пензенской области. В пятилетнем возрасте осталась без матери. На руках отца кроме нее был еще брат, отец женился на другой женщине. Она и воспитала младших Болдыревых (родительская фамилия).
Окончила Клавдия Васильевна 6 классов начальной школы в Шигонах, работала разнорабочей, свинаркой, Герой Социалистического труда (звание присвоено в 1971 году). Двое детей. Два внука.
Более 70 лет живет она в Новом Белоключье. Около 40 лет проработала здесь свинаркой. Была замужем, муж Николай умер 4 года назад. Теперь живет одна в своем селе. Соседка в гости наведывается, телевизор ходит смотреть. Дочери в гости приезжают, внуки навещают.
Вся ее жизнь – нескончаемый труд от темна до темна.
– Как война началась, отец ушел воевать. Да так и сгинул. Погиб, – рассказывает Клавдия Васильевна. – Тем временем мне пришлось бросить школу. Пешком же ходила в Шигоны, а тут зима завернула. Раз не смогла по сугробам добраться, второй. Никакого не было в селе тогда транспорта. Третий раз не долезла. Да еще уроки на печке с коптилкой, потому как электричества тоже не было. Какая уж это учеба…
Пошла работать. Куриный помет на удобрение возить поставили, люцерну на сено заготавливала. В общем, разные по малости лет исполняла работы.
И так до 1946 года, когда мачеха ушла замуж. Брата тем часом забрали в армию, и хотя мне уже шел семнадцатый годок, я осталась в доме одна. Как жить дальше? И вот, будто сейчас помню, послали меня в сентябре подпаском свиней. Раньше-то их летом обязательно пасли –
почти как коров. Они же тоже любят луговой травкой побаловаться. Тут-то все и решилось. Загоняем однажды с подружками поросят на калды, тем часом директор подъехал – Назаров Владимир Семенович. Посмотрел-посмотрел на наши хлопоты, да и вскинул вдруг руками на меня: «Вот! Вот будет хорошая свинарка!» Уж что такое он во мне тогда заметил? Но сказал. Ну, а я пошла и пошла. То есть осталась на свиноферме. Директор предсказал, ровно меня заворожил. Хотя был в деревне также молочный двор.
…Начинала Зинина основной свинаркой еще в саманных корпусах с группы в 120 голов. Ушла с «фермы-автомата», как писали про построенный тут в середине 60-х механизированный свинарник, где выращивала единовременно 400 поросят. В первый период принимала опоросы, занималась подсосным приплодом. Однако в Нов. Белоключье остался один откорм, и она целиком на нем и сосредоточилась.
Первые успехи пришли в конце 50-х. А в шестидесятые годы имя Зининой стало известно уже всей Куйбышевской области (так тогда называлась наша губерния). О ней стали писать областные газеты. B течение двух послевоенных пятилеток, если брать от конца пятидесятых, ежегодно свинарка сдавала на убой от полутора до двух тысяч голов общим весом порядка 350-400 тонн. Это значит, за двенадцать месяцев успевала принять на откорм и довести до нужных кондиций несколько групп.
А вот пример из публикации еще за 60-й год: «Клавдия Васильевна Болдырева (в тот период ее почему-то чаще называли по девичьей фамилии, хотя замужем она с
И вот если взять даже эту арифметику, то есть цифры шестидесятого года (а были годы куда лучше), за 39 лет своей работы в мясной отрасли Клавдия Васильевна произвела в общей сложности больше 4000 тонн. этого продукта – объем целого района.
За счет чего же он достигнут?
– Даже не знаю, – ответила хозяйка, когда разговорились на эту тему. – Раз, например, моих свиней в апреле взвесили, вышел пивес в сутки по
Уходили из дому затемно. Так же затемно возвращались. Дома дети, скотина во дворе, которой много было. Ребятишек накормить, в школу проводить, встретить, за уроками проследить. Корову подоить, затем тоже кормить, напоить. Дальше – поросят, кур, гусей, уток.
Муж часто говорил: «Бросай, хватит, дома работы полно». А я все не представляла, что я дома делать-то буду. Привыкла уже как вертушка – туда-сюда, туда-сюда. А бросила – батюшки святы, и тут минуты свободной нет.
…Хотя домашнее хозяйство последние годы пошло у Зининой на убыль, хлопот у хозяйки по-прежнему полон рот. В пятистеннике две голландки. Обе в зимнее время надо протопить. А это – натаскать дров, приготовить лучину, разжечь, подождать, пока прогорят дрова, следить за жаром, за заслонкой. Много времени отнимает приготовление еды. Газа в Новом Белоключье нет, и варит Клавдия Васильевна на электрической плитке.
Огород вот тоже заботы требует. За окном виден вспаханный участок.
– Вчера только вспахали, 600 рублей отдала, – говорит она. – Да уж теперь и нет необходимости в нем. Купила полдома в Шигонах, только ремонт там еще нужен.
А какой здесь совхоз хороший был, гремел по всей округе. А теперь вот тихо, нет никого… Так и живем.
• Обсудить в форуме РИА Самара »