Бурлаки добрались из Ширяева до промзоны
Почти одновременно с открытием выставки работ Илья Репина в Самаре открылась итоговая выставка проекта Приволжского ГЦСИ «Бурлаки: между Европой и Азией». Это первый экспозиционный проект в помещениях знаменитой Фабрики-кухни, о реставрации которой так много говорилось в этом году.Первый летний павильон на территории Фабрики-кухни по стилистике идеально подходит к теме выставки: в потрепанном временем фабричном ангаре вместо пола – речной песок. Выставка представляет результаты работы Международной творческой лаборатории, которая действовала в Ширяево с конца июля по конец августа. Напомним, примерно по такой же схеме устроена Ширяевская биеннале, спецпроектом которой и являются «Бурлаки».
Кураторы проекта, Неля и Роман Коржовы, вспомнили Репина, чье явление в Ширяево, как известно, произвело неизгладимое впечатление на местных жителей, и пригласили нескольких современных художников из России, Голландии, Швеции и Казахстана подумать над тем, как вторгается в повседневность уже современное искусство.
Результаты этих размышлений в основном представлены в традиционном для Ширяевской биеннале формате, когда как произведение подается не некая «вещь», а скорее некое зафиксированное художником взаимодействие, по поводу которого можно строить разнообразные интерпретации. Так, Дмитрий Булныгин исписал множество самарских и ширяевских стен тэгом, воспроизводящим подпись Репина, – что должно призывать нас подумать о проблемах авторской идентичности, границы между искусством и вандализмом и т.п. Константин Аджер поговорил с жителями Ширяева о картине «Бурлаки на Волге» (документации этих разговоров и представлены на выставке) и выяснил, что разговор об искусстве неизбежно превращается в разговор о тяжелой жизни самих ширяевцев, которые, если верить им, тащат на себе груз не менее тяжелый, чем баржа героев Репина.
Самое внушительное произведение представила Марина Фоменко из Москвы, собравшая целую инсталляцию, напоминающую о белянах – огромных сборных баржах, которые когда-то собирали для сплава леса. К инсталляции прилагается видео, фиксирующее предположения самарцев и ширяевцев о том, что означает слово «беляна» - и тут каждый, как водится, говорит о «самом важном». И еще есть «пойманная» Сергеем Катраном в Волге вода, триптих Дарьи Емельяновой и Дмитрия Кадынцева, изображающий писающих в Струкачах самарцев и множество других объектов, позволяющих, как и на традиционном для ширяевской биеннале «номадическом шоу», довольно долго ходить по песку, размышляя о быстротечности реки Волги и «невыносимой тяжести баржи бытия».
Источник: "Волжская Коммуна"