Белочехам поставят памятник?
В Самаре, возможно, станет одним памятником больше. Инициативная группа историков, библиографов и журналистов предлагает поставить памятный знак чехословацким легионерам, погибшим здесь в 1918 году в ходе гражданской войны. Инициаторов не останавливает даже протест прокуратуры и мнение многих самарцев, которые против установки памятника.
Как заявил на прошедшей в пятницу пресс-конференции член инициативной группы – историк и журналист Игорь Ефимов, идею установки в Самаре памятного знака погибшим здесь в годы гражданской войны солдатам и офицерам Чехословацкого корпуса поддержало министерство обороны Чешской республики. И выразило готовность взять на себя финансирование проекта. Предвосхищая вопросы журналистов о том, как же можно увековечивать память тех, кто, согласно еще совсем недавно принятой исторической версии, принимал участие в расправах над взбунтовавшимся российским народом, главный библиограф Самарской областной библиотеки Александр Завальный счел нужным провести краткий экскурс в события минувших дней.
Чехословацкий корпус, как известно, был сформирован Ставкой верховного командования царской армией в годы 1-й мировой войны (1914-18 гг.) из военнопленных австро-венгерской армии славянской национальности. В основном это были чехи и словаки, активно и добровольно сдававшиеся в плен русским братьям с тем, чтобы потом при помощи России освободить свои исторические земли от поработителей. После подписания между Советской Россией и кайзеровской Германией «Брестского мира», который сам предсовнаркома Владимир Ленин назвал «похабным», чехам предложили разоружиться и покинуть пределы страны. Те отказались и решили продолжать войну на стороне Антанты. Франция обязалась перевести их на своих судах на европейский театр военных действий из Владивостокского порта, куда легионеры Чехословацкого корпуса (примерно 40-60 тысяч человек) и двинулись с оружием в руках в эшелонах по Транссибирской магистрали.
Выступление легионеров в мае 1918 года носило антибольшевистский характер.
Но, как утверждают некоторые областные краеведы: «В расправах легионеры не участвовали, большевиков не вылавливали и не пытали, расстреливая их потом в подвалах самарского костела, где, как нас учили в детстве, располагался штаб контрразведки». А Шверника и прочих революционеров растерзала толпа, по выражению библиографа Завального, состоящая из представителей маргинальных кругов. Хотя такая трактовка событий, по меньшей мере, спорна, утверждают противники установки памятника. Слишком много существует свидетельств недостойного поведения чехов и словаков на самарской земле. Как говорит известный писатель Александр Бушков: «Не зря же люди до сих пор поют песню «Отца убили злые чехи…»
Свой протест на установление памятного знака уже успела высказать прокуратура Самарской области. Говорят, она обеспокоилась возможными актами вандализма нацболов и прочих экстремистки настроенных элементов.
Но появление в городе нового памятника какая-то уже специально созданная комиссия безоговорочно одобрила. Однако с внешним видом монумента пока не определились. По признанию историка-слависта Владимира Кутявина, чехи оказались не столь романтичны и готовы довольствоваться обычной мемориальной плитой, где были бы выбиты имена павших.
Сам памятный обелиск планируется воздвигнуть в парке имени Щорса, расположенном на месте бывшего кладбища, где, вероятно, и покоится большинство из тех, чьи фамилии хотят начертать на своеобразном надгробии. Список 53 чешских воинов предоставило Министерство обороны Чехии согласно сведениям Пражского архива. Проект будет реализован в рамках международных договоренностей о военно-политическом сотрудничестве между Россией и Чехией. Такой же договор существует у Российской федерации и со Словацкой республикой, но правительство оной пока согласия своего на участие в проект не давало, что очень расстраивает доцента кафедры зарубежной истории Самарского государственного университета Владимира Кутявина: «Я спрашивал представителей чешской делегации, почему в проекте не участвует Словакия, те вежливо уклонялись от ответа», – сетует славист.
Для справки:
Большая Советская энциклопедия так трактует события тех лет.
Чехословацкие части были сформированы в России во время 1-й мировой войны 1914-18гг. из военнопленных австро-венгерской армии и русских подданных чешской национальности; в июне 1917 две стрелковых дивизии были сведены в Чехословацкий корпус, который дислоцировался на Украине.
После Октябрьской революции 1917 под влиянием представителей Антанты командование корпуса проводило среди солдат антисоветскую пропаганду, объявило корпус частью французской армии и потребовало от Советского правительства отправки его в Западную Европу. Во 2-й половине марта 1918 основные силы корпуса покинули Украину; остались лишь чехословацкие интернационалисты, сражавшиеся против австро-германских захватчиков в рядах Красной Армии. 26 марта 1918 Советское правительство приняло решение об эвакуации чехословацких войск через Владивосток при условии сдачи основной части вооружения местным Советам. Однако 14 мая на совещании в Челябинске командования корпуса, представителей Антанты и правых эсеров было решено поднять мятеж. Солдатам объявили, что Советское правительство якобы приказало остановить эшелоны, разоружить солдат и заключить их в лагеря военнопленных; командование корпуса призвало солдат пробиваться во Владивосток силой оружия.
К концу мая эшелоны с чехословацкими войсками (численность до 45 тысяч чел.) растянулись по всей Сибирской железнодорожной магистрали от станции Ртищево (район Пензы) до Владивостока, то есть на протяжении около 7000 км. 25 мая мятеж начался в Мариинске, 26 – в Челябинске, после чего чехословацкие войска и эсеро-белогвардейские отряды захватили Новониколаевск (26 мая), Пензу (29 мая), Сызрань (30 мая), Томск (31 мая), Омск (7 июня), Самару (8 июня), Красноярск (18 июня), а затем, перейдя в наступление совместно с белогвардейскими отрядами, заняли Уфу (5 июля), Симбирск (22 июля), Екатеринбург (25 июля) и Казань (7 августа), где был захвачен золотой запас Республики. Чехословацкий мятеж положил начало новому этапу Гражданской войны – способствовал значительному расширению её масштабов и усилению сил контрреволюции. Мятеж сопровождался массовыми арестами и казнями советских и партийных работников, революционных рабочих и крестьян.
На захваченной территории чехи ликвидировали органы Советской власти и содействовали образованию контрреволюционных правительств (в Самаре – "Комуч", в Екатеринбурге – кадетско-эсеровское "Уральское правительство", в Омске – "Временное сибирское правительство"). В июле 1918 советские войска в Поволжье были объединены в Восточный фронт. В августе 1918 года продвижение чехословацких и эсеро-белогвардейских войск было остановлено, а в сентябре советские войска перешли в наступление, освободили Казань, Симбирск, в октябре – Самару и Сызрань, в ноябре – Уфу и Челябинск.
Военные неудачи и подпольная работа коммунистов вызвали разложение чехословацких войск, которые в ноябре-декабре 1918 года отказались воевать на стороне белогвардейцев и были отведены с фронта (использовались колчаковцами для охраны железной дороги). Со 2-й половины 1919 года в связи с отступлением колчаковской армии чехословацкие части отходили на восток. 7 февраля 1920 на станции Куйтун командование Красной Армии и чехословацкого корпуса подписали соглашение о перемирии, гарантирующее частям корпуса отход на Дальний Восток и эвакуацию. Весной 1920 чехословацкие войска сосредоточились во Владивостоке, а затем были постепенно эвакуированы из России. (Литература: История Гражданской войны в СССР, т. 3, М., 1957; Клеванский А.Х. Чехословацкие интернационалисты и проданный корпус, М., 1965.)
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »