Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Регион Самара / О регионе / Экономика

12:37 15 сентября 2006Автор: Доклад министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Г.Р. Хасаева

Итоги социально-экономического развития Самарской области в 2005 году

Анализ итогов социально-экономического развития области в 2005 году не дает нам возможности оценить прошедший год однозначно позитивно – его особенностью стала разнонаправленность экономической динамики в различных сферах и отраслях деятельности, а, следовательно, несбалансированность и значительное замедление развития региона в целом. Целый ряд секторов экономики и социальной сферы имели устойчивый рост, другие виды деятельности, напротив, - отрицательную динамику. 2005 год зримо продемонстрировал нам проблемы и угрозы развитию области, что усиливает необходимость корректировки наших стратегических и тактических действий.


В первую очередь – о динамике регионального развития. Объем валового регионального продукта в прошедшем году в сопоставимых ценах возрос всего на 1%, что, безусловно, недостаточно для решения задач социально-экономического развития области и значительно отодвигает нас от достижения цели удвоения ВРП к 2010 году. В Российской Федерации валовый внутренний продукт увеличился на 6,4%, продолжив, как вы видите на слайде, устойчивую поступательную динамику экономического роста после 1998 года.
Самарская область в 2005 году в производственной сфере практически не продвинулась вперед – по нашей оценке, превышение показателя валового регионального продукта на душу населения нашей области над российским уровнем хотя и сохраняется, однако значительно уменьшилось и составляет сейчас не более 7%. Рейтинговая позиция Самарской области среди субъектов РФ по этому показателю – не выше 15 места.
Что касается пропорций регионального развития, то в последние годы в макроэкономическом плане область идет по потребительскому типу развития - с более интенсивным ростом показателей потребления по сравнению с показателями инвестирования в основной капитал. На слайде вы видите, что в последние четыре года нарастание уровня потребления, выраженного через показатель реальных доходов населения, в Самарской области происходит быстрее, чем рост накопления, выраженного через показатель инвестиций в основной капитал, и значительно более интенсивно, чем в России в целом. Доля фонда потребления в ВРП Самарской области составляет 81%, в Российской Федерации – 65%. Соотношение накопления и потребления в использовании валового регионального продукта необходимо менять в пользу накопления, но, конечно, не за счет снижения доходов населения, а за счет более активного роста вложений в производство.

Отраслевая структура производства ВРП в 2005 году изменилась в пользу сектора услуг, который уже превысил долю сектора производства товаров вследствие устойчивого и активного роста отраслей связь, торговля, социальные услуги и другие. Постепенно экономика региона приобретает постиндустриальные черты, становясь экономикой услуг. Это в целом положительная тенденция, но при условии неснижения производства товаров. У нас же отрасли, производящие товары, а именно, промышленность и сельское хозяйство, – снизили объем производства на 3,5% и 1,7% соответственно. Производительность общественного труда увеличилась за год лишь на 1%.


В промышленности – основной отрасли специализации области – в течение 2005 года основные подотрасли меняли влияние на общий индекс производства. Если отрасли, производящие конечную продукцию, включая автомобилестроение, начали год со значительного спада производства, то к концу года их уровень практически достиг 2004 года.
Напротив, отрасли топливно-энергетического комплекса в 1 квартале показывали динамику роста. Но в связи с возникшей необходимостью приведения объемов фактической добычи к уровню, установленному в проектных документах на разработку месторождений, производство начало резко сокращаться. В результате именно нефтедобыча явилась главной зоной спада, обусловив на две трети общую величину снижения производства. К сожалению, все меры, которые были предприняты исполнительной и законодательной властью области по недопущению спада производства в этой отрасли не принесли желаемого результата. Сказалось также уменьшение объемов поисково-разведочного бурения в предыдущие годы, недостаточное финансирование геологоразведочных работ предприятиями и отсутствие в течение почти 10 лет аукционов на право пользования недрами. В результате объем добычи нефти снижен на 20%, хотя «малые компании» нарастили добычу нефти на 16%, а производство нефтепродуктов возросло на 10%.
Третий комплекс отраслей – производители сырья и материалов – в основном химия – также продемонстрировали нисходящую динамику в течение года и в целом не достигли уровня 2004 года, хотя основной причиной здесь стали плановые и аварийные остановки агрегатов.
В результате, по объему продукции обрабатывающего сектора Самарская область сохранила 1 место в ПФО и 5 место в России, но по общему объему промышленной продукции сместилась на 2 место в ПФО и 6 место в России, пропустив вперед республику Татарстан.


Тем не менее, 2005 год отмечен вводом новых мощностей в промышленности и реализацией ряда инвестиционных проектов, наиболее крупные из которых вы видите на слайде.
В целом же на развитие экономики и социальной сферы области в 2005 году было направлено 67,2 млрд. рублей инвестиций, что на 10,6% больше уровня 2004 года в сопоставимых ценах и составляет около 17% валового регионального продукта. Область занимает 3 место в ПФО по общему объему инвестиций после Татарстана и Башкортостана и 2 место по среднедушевому объему инвестиций.



Произошло некоторое изменение структуры инвестиций по источникам финансирования, а именно возросла роль кредитных ресурсов и бюджетных средств. В области, наконец, наметилась тенденция перехода к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном привлечении кредитных ресурсов. За счет них было профинансировано почти 12% капитальных вложений крупных и средних организаций области – это на 4 процентных пункта выше прошлого года – и самый высокий показатель за последние годы.
Однако, в целом объем инвестиций совершенно недостаточен для обеспечения устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе.



На слайде представлены показатели нормы накопления по отдельным странам, лидером среди которых, безусловно, является Китай – чемпион развития за последние полвека. Из этого следует только один вывод: если мы рассчитываем на темпы роста в 10-12% в год, необходимые нам для удвоения ВРП, то норма накопления должна быть не менее 30%.

Иностранные инвестиции в 2005 году составили более 900 млн.долларов США, что почти в 2 раза больше среднегодового уровня за последние пять лет, хотя они и снизились по сравнению с исключительно успешным 2004 годом на 15%. Мы продолжаем сохранять за собой 1 место по объему иностранных инвестиций в ПФО и входим в десятку лидеров в России.
Однако львиную долю иностранных инвестиций составляют кредитные средства, привлеченные АвтоВАЗом путем размещения второго выпуска кредитных нот, заемные средства, полученные ЗАО «Самара-Нафта» на оплату лицензий на разработку нефтяных месторождений, а также торговые кредиты ОАО «Тольяттиазот».
Объем прямых иностранных инвестиций при этом снизился довольно резко, подтвердив репутацию исключительно неравномерного показателя и пока зависящего от разовых сделок. Направлены прямые инвестиции были в машиностроение и строительство и поступили от американских и немецких инвесторов.
В общей сумме иностранных инвестиций пока незначительны инвестиции в основной капитал – в общерегиональном их объеме доля иностранных составляет лишь 1%.
Объем бюджетных инвестиций в 2005 году составил почти 10 млрд. рублей, их доля в общем объеме инвестиций возросла с 11% до 15%. Увеличилось участие консолидированного бюджета Самарской области и, в первую очередь, областного бюджета. В его расходной части инвестиционные средства составили 17,8%, что является одним из самых высоких показателей за последние 10 лет.

Введены в эксплуатацию 32 объекта, в том числе 1 очередь Самарского онкологического центра, областной реабилитационный центр для лиц, страдающих наркоманией, поликлиника в Октябрьске, 1 очередь больницы в селе Красноармейское, три образовательных объекта, газифицировано 288 квартир льготных категорий граждан, сданы другие объекты.
В 2006 году необходимо сделать акцент на ликвидацию ряда «узких мест» в реализации областной инвестиционной программы:
Во-первых, изменить политику в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве с целью недопущения необоснованного роста сметной стоимости объектов;
во-вторых, своевременно проводить конкурсы на выполнение работ и услуг по вновь начинаемым стройкам и объектам;
в-третьих, соблюдать нормативные сроки строительства объектов;
в-четвертых, прекратить практику пересмотра сметной стоимости строительства, в том числе путем внесения необоснованных изменений в технические условия
Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, начиная с 2005 года, в составе областной инвестиционной программы был создан фонд муниципального развития, предназначенный для финансирования строительства и реконструкции объектов муниципального значения. За счет средств фонда осуществлялось строительство 144 объектов, из которых 21 объект введен.
Совершенно очевидно, что объем бюджетных инвестиций напрямую зависит от состояния бюджета области и в целом финансового состояния налогоплательщиков.

2005 год в финансово-бюджетной сфере продолжил положительную динамику прежних лет, особенно, если рассматривать абсолютные значения индикаторов – объем прибыли прибыльных предприятий возрос на 30%, сумма налогов, сборов и иных обязательных платежей увеличилась на 56%, при этом доходы консолидированного бюджета увеличились на 30%, а сумма средств, перечисленных в федеральный бюджет, на 84%.
В связи с изменением законодательства и рядом других причин изменилось соотношение средств, оставляемых на территории области и перечисляемых на федеральный уровень с 52,6 к 47,4 на 43,8 к 56,2. В результате, если по сбору налоговых платежей и других доходов бюджетной системы РФ на душу населения Самарская область занимает 16 место в РФ, то по доходам консолидированного бюджета на душу населения – лишь 38 место.
К тому же снизился процент возврата средств на территорию области – отношение расходов федерального бюджета на территории области к сумме зачисленных в федеральный бюджет налогов изменилось с 44% до 28%.
Это соотношение необходимо довести хотя бы до половины, тем более, что сейчас появляются новые возможности по включению области в те или иные проекты, финансируемые федерацией, и один из них - финансирование крупных, в том числе, инфраструктурных проектов, общегосударственного значения из Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Нами сформирован перечень таких проектов, ведется работа по подготовке заявки для участия в конкурсе. Это – развитие аэропортового комплекса «Курумоч», строительство транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров, организация серийного производства модельного ряда энергетических установок на базе газотурбинных двигателей марки НК на сжиженном газе и жидком водороде и другие.
В этих и других проектах, получающих государственную поддержку, наше главное требование – наличие мощной инновационной составляющей, которая, по сути, является единственным источником экономического роста для индустриально развитого региона с природно-ресурсным потенциалом, в значительной степени исчерпанным.
В настоящее время Самарская область стоит перед настоятельной необходимостью выхода на траекторию инновационного развития.

В этой связи важнейшую роль должна сыграть Программа инновационной деятельности Самарской области, которую предстоит разработать в ближайшее время.

Задача власти – формирование инфраструктуры развития инновационной деятельности: создание государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Самарской области», в том числе и для поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; создание Лизинговой компании малого бизнеса; завершение формирования Регионального Центра трансфера технологий на базе Самарского бизнес-инкубатора; создание системы постоянного мониторинга, стимулирования и коммерциализиции инноваций; создание условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала и многое другое.

В связи с этим, необходимо изменить концепцию бюджета области, сконцентрировав на инновационном направлении ресурсы, на порядок большие, чем сегодня.

Только такой подход может обеспечить значимое инвестиционное наполнение и развитие инновационного потенциала области, как основного источника экономического роста и фактора региональной конкурентоспособности. Это кропотливая, капиталоемкая и не очень выигрышная для скорой публичной демонстрации результатов работа. Но другой альтернативы обеспечения устойчивого развития области при высоком качестве роста НЕТ!

К сожалению, нам не удалось объединить интересы области, муниципальных образований, бизнеса и научного сообщества по созданию особых экономических зон на территории области, как новых точек инновационного развития. В настоящее время по предложению Правительства области мэрией Тольятти сейчас ведется работа по разработке проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Основной предполагаемый профиль зоны – автостроительное производство, выпуск высокотехнологичных автокомпонентов.
В развитие этой идеи предполагается формирование Тольяттинского промышленного округа, как новой формы организации бизнеса. Проект предусматривает, что в состав округа наряду с вновь создаваемой зоной войдет ряд крупных объектов инфраструктурного характера и научно-инновационные организации.
В текущем году будет продолжаться работа и по разработке проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории города Чапаевска. Сейчас необходимо расширение площади предполагаемой зоны и увеличение числа потенциальных резидентов.
Также будет продолжаться работа по созданию Самарского технопарка.

При этом необходимо активизировать работу по участию области в федеральных целевых программах и федеральной адресной инвестиционной программе. В 2005 году это участие несколько расширилось. Объем привлеченных средств составил более 1,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах почти на 12% выше уровня 2004 года. Осуществлялось строительство и реконструкция 104 объектов по 32 федеральным программам, из которых 13 объектов введены в строй.

Уважаемые коллеги!

Результаты развития агропромышленного комплекса в 2005 году, как и всей производственной сферы, сильно дифференцированы по отраслям и видам деятельности.

Так, при сохранении производства валовой продукции растениеводства на уровне прошлого года, производство подсолнечника, овощей, картофеля возросло, производство зерна - снизилось. Однако, даже рост производства по отдельным культурам, например, по подсолнечнику, при снизившейся цене на нее, к сожалению, не дал положительного финансового результата.
В зерновом бизнесе в очередной раз доказали свою эффективность современные технологии производства. Такие хозяйства, как ЗАО «Луначарск» и ЗАО «Росинка» даже при неблагоприятных погодных условиях смогли получить по 33 и 26 центнеров с гектара соответственно.
Наиболее проблемным направлением агропроизводства остается молочное животноводство: объемы производства молока снизились на 7,8% вследствие сокращения поголовья коров на 10%. Несколько исправляют ситуацию животноводческие комплексы – участники областной программы реконструкции и технического перевооружения животноводческих ферм. Средний надой на 1 корову составляет здесь 4070 кг, что на треть больше среднеобластного показателя.

С другой стороны, в узкоспециализированных отраслях, таких как птицеводство, рост за год составил 10%, за последние 6 лет производство увеличилось вдвое. Этот факт свидетельствует не только о хороших перспективах отрасли, стимулирующей увеличение спроса на зерно, но и о необходимости реализации комплекса ветеринарных мероприятий по ее защите.

В 2006 году стартовал национальный проект «Развитие сельского хозяйства». В связи с этим перед органами исполнительной власти области стоят следующие задачи:
-во-первых, обеспечить комплексное участие в программных мероприятиях по всем трем направлениям;
-во-вторых, обеспечить максимальный мультипликативный эффект от средств проекта, для чего необходимо резко улучшить качество проектно-экономической работы на селе, поддерживать консалтинговую и информационно-консультационную деятельность для агробизнеса;
-и в-третьих, стимулировать развитие рынка земель сельхозназначения, в первую очередь, системы земельно-ипотечного кредитования, для чего Россельхозбанком будут осуществляться пилотные проекты, на которые в 2006-2007 годах будут выделены финансовые средства из федерального бюджета.
Большие возможности появляются у Самарской области в связи с реализацией направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК». На его финансирование в 2006-2007 годах из федерального бюджета планируется выделить 16 млрд.рублей – больше, чем на любое другое. Это чрезвычайно важно для Самарской области, в которой почти 70% валовой продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных и фермерских хозяйствах.
По нашему мнению, главным препятствием в реализации национального аграрного проекта будет являться низкий уровень проектной культуры.

Уважаемые коллеги!

В целом производственные отрасли Самарской области в 2005 году расширили свое присутствие на мировом товарном рынке, внешнеторговый оборот Самарской области увеличился на 5,8%, в том числе экспорт – на 6,8%. Структура экспорта и импорта значительно не изменилась. Основа экспорта – минеральное сырье, основа импорта – машины и оборудование.
Доля конечной продукции в экспорте составляет всего около 8% валового выпуска Самарской области. В условиях вступления России в ВТО будет очень трудно сохранить конкурентоспособность нашей продукции на мировых и даже на отечественных рынках. В этой связи, считаем весьма актуальным вопрос создания государственного экспортно-импортного агентства Самарской области в целях поддержки экспортеров товаров и услуг.

Наш основной партнер во внешней торговле, как вы видите на слайде – Китай, в привлечении иностранных инвестиций за последние пять лет – Германия, США и Китай. Безусловно, необходимо расширять спектр стран и регионов для внешнеэкономического сотрудничества. Из этого следует, что целевыми группами для экспорта должны быть страны СНГ, Латинской Америки, Африки, для привлечения инвестиций - Западная Европа, Юго-Восточная Азия.
Должна быть существенно расширена работа государственных органов по брэндингу региона - работа весьма тонкая и финансовоемкая – и именно с той целью, чтобы сам бренд «Самарская область» при экспорте приносил добавленную стоимость товарам и услугам из нашего региона, а сомневающихся инвесторов убедил придти в регион.
Приведу один пример. Мы все с вами привыкли к наличию на территории области Самарской Луки и Самарско-Тольяттинской агломерации, считая эти объекты и особенно их близкое расположение само собой разумеющимся. А вот исследования, проведенные рядом ученых, показали, что эти территории имеют право претендовать на присвоение им от имени ЮНЕСКО статуса первого в России городского «биосферного резервата», позволяющего не только защищать природоохраняемую часть этой территории, но и развивать прилегающие территории с целью развития их рекреационной, туристической и городской инфраструктуры. И, кроме того, это резкое продвижение имиджа региона, как уникальной территории для въездного туризма.
Кстати говоря, на территории области огромное количество различных мест с уникальными чертами – историческими, природными, национальными – что выявилось при доработке областной программы развития туризма, в которой сделан акцент на развитие именно въездного туризма, разработку новых внутриобластных маршрутов и формирование практически с нуля туристической инфраструктуры.
Уважаемые коллеги!
Одним из показателей, определяющих экономическое здоровье общества, является уровень безработицы. В 2005 году он снизился с 1,9% до 1,7%. Сокращение в структуре зарегистрированной безработицы доли граждан, уволившихся по собственному желанию, а также желающих сменить рабочее место, свидетельствует о более стабильных трудовых настроениях. Смягчилась проблема безработицы молодежи и граждан с высшим и средним профессиональным образованием.
Однако серьезно обострилась проблема сельской безработицы. В 9 районах число безработных граждан возросло, а в двух районах – Борском и Пестравском – уровень безработицы превысил 8%, что произошло впервые за последние 7 лет. В результате, доля безработных, проживающих на селе, увеличилась до 56% при доле сельских жителей рабочего возраста в общей численности трудоспособного населения области 18,4%.
Решение проблемы занятости сельского населения будет важнейшей задачей Правительства области на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Тем более, что с 2007 года в соответствии с новым законодательством полномочия по реализации политики занятости населения передаются на региональный уровень. В связи с этим до начала бюджетного процесса необходимо решить вопросы по созданию региональной государственной службы занятости и подготовке обоснования размеров субвенций из федерального бюджета, которые необходимы региону для осуществления переданных полномочий. Для примера – в 2005 году из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости было выделено почти 363 млн.рублей, а затраты на содержание службы занятости составили 83 млн.рублей.
Огромную роль в решении проблем занятости играет развитие предпринимательства и малого бизнеса. В настоящее время, по нашей оценке, в этой сфере с учетом совместительства работает треть всех занятых в экономике жителей.
В развитии малого бизнеса есть ряд проблем, главные из которых – недостаточный доступ к кредитным ресурсам, низкий образовательный уровень предпринимателей, большое количество предпринимателей по неволе, недостаточное развитие инфраструктуры поддержки.
Мы предполагаем продолжить работу по применению новых схем финансирования – в частности, запускается схема, при которой размер залога может быть уменьшен на 50%, для чего получена субвенция из федерального бюджета, планируется внедрять механизм венчурного финансирования.
Особую поддержку в 2006 году получат женское, семейное и сельское предпринимательство.
Серьезно необходимо модернизировать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Большинство муниципальных центров поддержки не справляются со своей задачей эффективно. Требуется создание мощного областного консультационного центра с развитой филиальной сетью.
Особо хочу подчеркнуть, что изменения в федеральном законе «Об основах местного самоуправления» ввели в функцию районов и городских округов поддержку малого предпринимательства. Однако реально лишь немногие руководители муниципалитетов видят в этом создание собственной экономической базы. Последний пример – установление значений корректирующего коэффициента при обложении единым налогом на вмененный доход в 2, а то и в 3 раза выше, чем в прошлом году. И все это происходит тогда, когда, напротив, необходимо разрабатывать муниципальные программы социально-экономического развития, основанные именно на малом и среднем бизнесе.
Развитие малого бизнеса, равно как и всех других форм производства, и особенно в сфере сельского хозяйства, переработки продукции, торговли и услуг существенным образом влияет на расширение предложения товаров, развитие конкурентной среды, и, в конечном счете, сказывается на одной из самых чувствительных для населения сфер – ценах потребительского рынка.

В Самарской области в 2005 году, как и в целом по России, инфляция превысила целевой уровень. Однако, темп прироста потребительских цен был минимальным с 1991 года – 11,4%. Снижение темпов инфляции произошло по всем составляющим индекса цен: продовольственным, непродовольственным товарам и платным услугам.
Хотя регулирование инфляции – это компетенция преимущественно федерального уровня, Правительство Самарской области в отношении регулируемых регионом видов товаров и услуг проводит последовательную ценовую политику, уделяя особое внимание экономической обоснованности затрат предприятий при производстве таких товаров и услуг.
Так, только в 2005 году нами были исключены, как необоснованные, затраты на сумму в один миллиард пятьсот пятьдесят миллионов рублей, что можно рассматривать как экономию средств потребителей и определенный вклад в сдерживание инфляции.
Особо отмечу, что в Самарской области в течение четырех последних лет не менялись розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению; в течение двух лет – тарифы на электрическую энергию для населения и сельхозтоваропроизводителей, розничные цены на сжиженный газ и тарифы на перевозку пассажиров в пригородном сообщении речным транспортом.


Наибольший вклад в инфляцию в 2005 году – около 45% общего прироста - внесли тарифы на платные услуги, в том числе 22% - на жилищно-коммунальные услуги. По сравнению с 2004 годом влияние этого фактора возросло на 10 процентных пунктов. Этот фактор, а также рост цен на транспортные услуги, мясо и рыбу оказали значительное влияние и на рост стоимости прожиточного минимума. Темп его прироста - 20% - оказался не только почти вдвое выше индекса потребительских цен, но и выше, чем в 2004 году -15%. Иначе говоря, при общем замедлении инфляции, рост стоимости жизни для жителей со структурой и объемом потребления, соответствующих минимальной потребительской корзине, напротив, значительно ускорился.
В целях сдерживания роста тарифов в жилищно-коммунальном комплексе в 2006 году Правительством РФ были установлены предельные индексы изменения размера платы каждым плательщиком за жилое помещение – 128% и за коммунальные услуги -122%.
Нужно в целом отметить, что в плане тарифного регулирования 2006 год будет трудным годом, так как система регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса во многом усложняется. Существенно расширяются полномочия органов местного самоуправления, причем не только городских округов и муниципальных районов, но впервые полномочиями в этой области наделены поселения. Однако до сих пор Правительством РФ не утверждена нормативно-методическая база, необходимая для скорейшего становления этой системы.

Уважаемые коллеги!
Конечным показателем успешности и неуспешности экономического развития являются, безусловно, изменения в уровне и качестве жизни населения. С этой точки зрения 2005 год может быть оценен как год, продолживший положительную динамику практически по всем индикаторам благосостояния жителей области, причем не только по их средним значениям, но и по индикаторам состояния наименее обеспеченной и социально нуждающейся части населения.

Среднемесячные денежные доходы населения достигли 3 величин прожиточного минимума, увеличившись в реальном исчислении на 14% и превысив среднероссийский уровень на 16%. Среднемесячная заработная плата составила в декабре 10223 рубля и увеличилась на 8,2% в реальном исчислении.
Возросли и величина сбережений населения, и расходы на личное потребление. Причем, очевидна постепенная переориентация населения с накоплений в иностранной валюте к сбережениям в рублевых вкладах и ценных бумагах.
Расширились масштабы потребительского кредитования – четверть товарооборота оплачивается за счет кредитов населения. Область сохранила 3 место в России по обороту розничной торговли. Больше нас покупают только в Москве и Санкт-Петербурге. Даже с учетом корректировки «автомобильной» части самарского товарооборота, среднедушевой показатель покупок в розничной торговле в области превышает среднероссийский на треть.
Изменения в образе жизни граждан и их потребительских стандартов отражают такие тенденции, как продолжающийся активный рост потребления услуг общественного питания (на 20%), физкультуры и спорта (на 60%), ремонта и строительства жилья (на 30%), покупок товаров длительного пользования, увеличение количества автомобилей на душу населения, снижение доли покупок населения на вещевых и продовольственных рынках и другие.
Самое главное - численность бедного населения сократилась на 60 тысяч человек, и на 43 тысячи человек снизилась численность пенсионеров, получающих пенсию ниже величины прожиточного минимума. Что очень важно, доля граждан с доходами свыше двух ПМ составила 43%, т.е. почти половину населения области.
Снизилась дифференциация в оплате труда работников – с 21 раза до 16,6 раз.
Однако, в этой сфере существует серьезная проблема несоответствия роста суммы подоходного налога росту доходов населения.
По нашей оценке, увеличивается «теневая» часть заработной платы – доля фонда оплаты труда в доходах населения сократилась за год почти на 2 процентных пункта, а рост реальных денежных доходов опережает рост реальной заработной платы вдвое. Более того, в основных видах деятельности снизилась покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве прожиточных минимумов.
Конечно, определенную роль сыграли спад производства в ряде отраслей, монетизация льгот, рост доходов от предпринимательской деятельности, не относящихся к заработной плате, но с самой большой скоростью – в 1,6 раз - растут так называемые «прочие доходы», отражающие в какой-то степени «конвертные выплаты», уходящие от налогообложения.
С другой стороны, в бюджетной сфере Самарской области более половины работающих получают заработную плату с надбавками и доплатами ниже прожиточного минимума. Конечно, есть стратегические планы по дальнейшему росту заработной платы в бюджетной сфере, но разрыв в оплате труда бюджетника и работника производственной сферы не снижается.
Материальное благосостояние – лишь один из факторов, влияющих на социальное самочувствие, причем составляющий конкурентное преимущество области. Как показывают расчеты состояние Самарской области по другим компонентам, определяющим качество жизни населения, пока далеко от благополучного.

На слайде вы видите набор частных показателей, формирующих интегральный индикатор качества жизни населения региона. В целом Самарская область занимает в России 4 место, уступая Татарстану, Москве, и Башкирии, однако по качеству социальной среды и качеству экологической ниши – область занимает место в третьем и четвертом десятке регионов.
Один из самых болезненных факторов – качество жилищной сферы, влияющий на многие другие позиции качества жизни населения.
В прошлом году введено в эксплуатацию 902 тысячи кв.м. общей площади жилья, что на 5,6% больше, чем в 2004 году. В ПФО мы занимаем 3 место по этому показателю, в России входим в десятку лидеров. 28% вновь введенного жилья построено за счет средств индивидуальных застройщиков.
Надо отметить, что в 2005 году в области жилищного строительства активизировались муниципальные районы, и темпы ввода жилья по сельской местности фактически сравнялись с городским показателем.
В самих же городах за последние пять лет по сравнению с предыдущими пятью годами наибольший прирост введенного жилья был достигнут в Жигулевске (97%) и Тольятти (73%). Спад в жилищном строительстве произошел в Октябрьске, Чапаевске, Похвистнево, Отрадном, Сызрани.
Причины столь разной ситуации в городах области известны - отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, неразвитость механизмов привлечения в строительство частных инвестиционных и кредитных ресурсов, недостаточная работа с населением по формам решения жилищных проблем, слишком длительная процедура сдачи готового жилья в эксплуатацию, неразвитость мощностей строительных и проектных организаций. В итоге – спрос на жилье значительно превышает предложение, порождая необоснованный рост цен на рынке жилья. И не только.
Одним из проявлений неблагополучия в этой сфере стало то, что в Самарской области около 2 тысяч человек – участников долевого строительства - пострадали от деятельности недобросовестных фирм-застройщиков. Зачастую имеет место факт строительства жилья без оформления всего пакета разрешительной документации за счет привлекаемых заемных средств и средств дольщиков. В настоящее время рабочая группа, созданная для решения проблем дольщиков, рассматривает несколько вариантов разрешения конфликтной ситуации, в том числе возвращение гражданам суммы выплаченных взносов, предоставление ипотечных кредитов на доплату за жилье по новой коммерческой цене и другие.


Итоги 2005 года в обеспечении жильем льготных категорий граждан и проживающих в ветхом жилье представлены на слайде. Результаты прошедшего года по всем позициям в целом несколько лучше 2004 года и, особенно, по поддержке молодых семей, кроме того, начато предоставление жилья труженикам тыла, репрессированным и реабилитированным гражданам.
С 2005 года, как известно, перераспределены расходные полномочия федерального центра и субъектов РФ в части обеспечения жильем льготных категорий граждан. Объем средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов, несопоставим. Например, на обеспечение жильем ветеранов войны было выделено 200 млн.рублей для всех субъектов РФ, из них для Самарской области – около 2 млн.рублей., что позволило решить проблему 2 семей. Для сравнения, в предыдущие годы на эти цели ежегодно областью выделялось более 200 млн.рублей, в результате чего очередь ветеранов ВОВ была сокращена вдвое, ликвидирована очередность семей военнослужащих, погибших на Северном Кавказе.
Для решения жилищных проблем жителей, не имеющих прав на льготы, в области действует система ипотеки. Для нее 2005 год стал весьма успешным. В настоящее время в области функционирует 6 ипотечных фондов, результатом работы которых стали лидирующие позиции области в развитии системы ипотечного жилищного кредитования. На сегодняшний день ими выдано 5,5 тысяч ипотечных кредитов и займов, из них 2,2 тысячи – именно в прошлом году.
Тем не менее, в очереди на улучшение жилищных условий стоит 80 тысяч семей, из которых 17 тысяч имеют право на государственную поддержку в решении жилищных вопросов. На обеспечение только очередников необходимо 4 млн. кв. метров жилья.


На решение этой и более широких задач направлена реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», основные направления которого вы видите на слайде.
В самое ближайшее время на заседание Правительства области будет вынесен для утверждения План реализации национального проекта в Самарской области. Должен сказать, что это сложная задача, для реализации которой необходимо принять 51 нормативно-правовой акт, в том числе 29 на областном уровне и 22 на муниципальном уровне. При этом федерацией до сих пор не разработаны соответствующие типовые документы.
Прогнозируется, что в итоге реализации национального проекта к концу 2010 года объем жилищного строительства увеличится в 2,2 раза, объем ипотечного кредитования более чем в 20 раз, сократится среднее время нахождения в очереди на улучшение жилищных условий с 20 до 7 лет.

Важным интегральным показателем социального самочувствия может служить демографическая ситуация, изменения которой в 2005 году были неоднозначными.

Впервые с 2000 года сократилась численность родившихся детей, хотя коэффициент рождаемости был выше, чем в среднем за последние пять лет. И это зависело не только от социально-экономических причин, а во многом определялось желанием родителей иметь детей. По итогам проведенного летом 2005 года социально-демографического исследования потребность в детях крайне низка. Только 63% опрошенных женщин при наличии всех необходимых условий хотели бы иметь двух детей, при этом реально предполагают их родить только 54% опрошенных.
Сокращение рождаемости стало единственной причиной увеличения естественной убыли населения, поскольку в области с 2001 года наблюдается стабильное сокращение численности умерших. В 2005 году умерло 51,8 тысяч человек, что на 4% меньше, чем в 2000 году. Тем не менее, коэффициент смертности остается по-прежнему очень высоким, в чем мы значительно отстаем от развитых европейских стран и, в немалой степени, из-за сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте и высокой смертности от предотвратимых причин.
Миграционный прирост в 2005 году увеличился вдвое и составил 7 тысяч человек, компенсировав естественную убыль населения более, чем на треть.
Принимая во внимание произошедшие изменения в демографической ситуации, региону необходима корректировка демографической политики, в связи с этим в ближайшее время на заседании Правительства Самарской области будет рассмотрен план мероприятий по улучшению демографической ситуации на 2006-2008 годы.
Уважаемые коллеги!
Подводя итоги территориального развития Самарской области, можно сказать, что в 2005 году, несмотря на ряд негативных моментов и проблем, в большинстве муниципальных образований преобладали позитивные тенденции.
Министерство традиционно проводит сравнительный анализ социально-экономического развития территорий.



На слайде представлены результаты этого анализа по интегральному показателю комплексности развития городских округов.
Несмотря на определенную условность использования интегрального показателя, можно оценить устойчивость позиции и динамику каждого города в рейтинге.

К безусловным лидерам, входящим в I группу – Тольятти, Новокуйбышевску и Самаре – присоединился Отрадный за счет улучшения демографических показателей и сохранения высоких темпов в промышленности. Покинул эту группу Жигулевск, что связано с ухудшением бюджетной обеспеченности в результате «ухода» на федеральный уровень водного налога.
Муниципальные районы в 2005 году реализовывали индикативные планы развития АПК и социальной сферы сельских районов.


По предварительной оценке, большинство сельских районов смогли достичь более половины установленных значений индикаторов

Единственный район, который по степени выполнения индикативного плана оторвался от всех районов и сумел достичь более 70% установленных значений индикаторов, в том числе все пороговые значения по индикаторам состояния местного бюджета – Приволжский район.
Представленные на слайде результаты выполнения индикативных планов определяются не только объективными трудностями достижения установленных значений, но и степенью проработки и реальностью их установления, мотивацией муниципалитетов к их выполнению.



На слайде представлена система документов по перспективному развитию субъекта РФ и муниципальных образований, которая должна быть разработана в соответствии с российским и областным законодательством.

Наряду с ежегодной подготовкой прогнозов и индикативных планов, в каждом муниципальном образовании должны разрабатываться такие долгосрочные документы, как стратегия развития муниципального образования на 15 лет и схема территориального планирования муниципального образования, среднесрочные документы на 3-5 лет – Планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования


, Инвестиционная программа развития общественной инфраструктуры муниципального значения муниципального образования. В условиях создания муниципальных образований 2-го уровня (поселений) стратегические документы должны рассматриваться как некий «общественный договор» между муниципальными образованиями всех уровней.

Экономическая служба должна развернуть активную работу по развитию налогового потенциала территорий, привлечению инвесторов, владеть навыками инвестиционного проектирования и бизнес-планирования.
Это тем более важно в условиях отсутствия полноценных экономических служб в сельскохозяйственных предприятиях области.

Вместе с тем, в ряде муниципальных районов наблюдается тенденция к сокращению численности и понижению статуса экономической службы. Так, в Камышлинском районе экономическая служба практически ликвидирована.

При такой структуре нельзя рассчитывать на высокую эффективность решения поставленных перед органами местного самоуправления задач. Учитывая, что на уровне поселений будет сосредоточена текущая работа, необходимо повышать статус и укреплять экономические подразделения органов местного самоуправления муниципальных районов.

Есть и примеры муниципальных районов, в которых, благодаря работе экономических служб, успешно сочетается оперативное руководство социально-экономическими процессами на территории района и проработка стратегических направлений развития территории в долгосрочной перспективе.

Это Кинель-Черкасский район, где разработанная сильной командой менеджеров-экономистов несколько лет назад стратегия легла в основу результативного диалога между властью, обществом и бизнесом, реализации согласованных инициатив и совместных проектов.

Это Нефтегорский район и Жигулевск, разработка стратегии которых послужила основой для издания серьезной монографии, и которые сегодня ищет возможности воплощения своих стратегий в конкретных инвестиционных и социальных проектах.

 

В целом Самарская область обладает значительными социально-экономическими преимуществами и возможностями, позволяющими преодолеть структурно-отраслевые проблемы развития. При этом не существует одного «рычага», с помощью которого можно решить все существующие проблемы. Необходима работа по множеству частных направлений, позволяющих создать условия для обеспечения устойчивого экономического развития и высокого качества жизни населения.
Все эти направления должны найти отражение в Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2015 года.

 

//70

Источник: www.economy.sam-reg.ru

Лента губернских новостей

13:11 Николай Меркушкин: "Тольятти ожидает второе рождение - в городе может появиться около 20 тыс. рабочих мест"

17:46 АО «Транснефтепродукт-Самара» завершило плановые ремонты на нефтепродуктопроводах и ЛПДС

11:41 Путешествие по Европе

20:00 Сопротивление изменениям в организации

13:17 Утвержден состав областного кабинета министров

09:02 В Самаре состоялось очередное заседание правительства региона

12:32 Николай Меркушкин: «Космодром «Восточный» имеет колоссальное значение для всей страны»

12:28 Николай Меркушкин и Максим Соколов приняли участие в слете бойцов стройотрядов транспортных вузов РФ

12:08 Глава региона провел рабочую встречу с послом Швеции

15:41 Николай Меркушкин и Максим Соколов открыли движение по Кировскому мосту

19:55 Николай Меркушкин выступил с рядом предложений на заседании президиума Госсовета под председательством Владимира Путина

17:16 Николай Меркушкин вошел в десятку самых влиятельных глав субъектов РФ

13:26 В столице обсудили подготовку к ЧМ-2018 по футболу

13:10 В Самаре показали передовые технологии станкостроения

10:17 Губернатор встретился с командующим войсками Центрального округа

10:13 Губерния выиграла конкурс РОСНАНО

10:04 «Мы должны уберечь наших граждан от этой беды»

12:18 Новый этап в развитии местного самоуправления

12:15 Расходование средств на подготовку к ЧМ-2018 возьмут под контроль

12:08 В Самарской области стартовал отопительный сезон

12:03 В муниципалитетах изучают новые земельные порядки

11:50 «Ладу Весту» будут производить на новом заводе в Казахстане

11:54 Будем с хлебом! А также с мясом, молоком, картофелем и яблоками

11:49 В Самарской области появятся восемь памятных дат

11:42 На рынках и в магазинах проверяют качество продуктов

11:33 Проект «На связи с губернатором» продолжается

19:15 Опыт Самарской области по развитию профобразования отметили на заседании совета ПФО

13:08 Николай Меркушкин: "Мы хотим, чтобы СамГТУ и дальше быстро двигался вперед"

19:49 Депутаты поддержали законопроект губернатора о порядке избрания главы Самары

16:10 Депутаты губдумы одобрили кандидатуры пяти вице-губернаторов, предложенных Николаем Меркушкиным

13:36 Машиностроители губернии принимают поздравления

16:49 Николай Меркушкин направил в Совет Федерации кандидатуру Дмитрия Азарова

12:02 Самарская губернская дума провела первое заседание осенней сессии

11:40 Николай Меркушкин: «Сделаю все, чтобы оправдать доверие людей»

15:02 Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области

18:22 В Самарской области намолочено 2 млн тонн зерна

15:54 Участники совещания под председательством Сергея Иванова положительно оценили опыт региона по обучению русскому языку

19:32 Николай Меркушкин: "Сегодня состоялся очень важный для страны разговор"

17:34 Николай Меркушкин принял участие в заседании Госсовета в Кремле

11:41 В округе полным ходом идет подготовка к отопсезону

11:35 Владимир Путин: «Главный итог выборов - общество продемонстрировало свою сплоченность»

12:43 На предприятиях области придерживаются евростандарта

12:35 Молодых специалистов АПК поддержат

12:31 На переселение самарцев из лачуг выделят 446 млн рублей

12:21 Николай Меркушкин объединил жителей области

12:17 «Для региона важны лидерские качества Николая Меркушкина»

19:07 Вадим Михеев объявил Николая Меркушкина избранным губернатором

«РиаСамара» © Самара
При полном или частичном использовании текстовых материалов, фотографий и иной информации гиперссылка на www.riasamara.ru обязательна.16+




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия