Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Регион Самара / О регионе / Экономика

11:16 27 февраля 2007

Доклад заместителя председателя Правительства - министра эконом...


Версия для печати ( крупные диагаммы ) »

Уважаемый Губернатор!
Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

Анализ социально-экономического развития Самарской области в 2006 году позволяет сделать в целом весьма оптимистичный вывод: по производственной и инвестиционной составляющим экономического развития регион ускорил свое движение и превзошел аналогичные показатели Российской Федерации.



Как вы видите на слайде, рост валового регионального продукта в 2006 году составил по оценке 5%, что соответствует достигнутым областью среднегодовым темпам роста за последнее пятилетие. Индикаторы развития промышленности, сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, экспорта показывают более динамичный рост, чем в предыдущий период, а индикаторы доходов населения и торговли сохраняют весьма значительный темп роста, являясь самыми высокими в Приволжском федеральном округе.
В межрегиональном сравнении область в целом сохранила свои лидирующие позиции по объемным показателям промышленного производства, но занимает лишь серединные позиции в рейтинге субъектов РФ по динамике развития. Однако, наполнение 1% прироста промышленного производства у всех регионов разное: наш 1% - это 4% прироста по Саратовской области , 8% прироста Чувашской республики и 20% прироста республики Марий ЭЛ – а это регионы-лидеры ПФО по динамике роста промышленности.
Тем не менее, долговременное отставание в темпах роста создает для нас риск потери лидирующих позиций и по абсолютным показателям. Так, по валовому региональному продукту на душу населения превышение нашего регионального уровня над среднероссийским сокращается.
В структуре ВРП продолжает увеличиваться доля производства услуг, в этом же секторе растет численность занятых – в макроэкономическом отношении это весьма прогрессивный сдвиг. На 22% прирост ВРП за период с 2000-2006 годы обеспечен обрабатывающим промышленным производством.
Область сохраняет четвертое место в РФ по объему оборота малых предприятий на душу населения, в структуре которых растет доля производственных предприятий.



Улучшаются показатели эффективности экономики и экономического потенциала организаций – возрастает фондоотдача и производительность труда – на 4,6% в 2006 году. Соблюдается так называемое «золотое правило экономики», которое заключается в опережающем росте прибыли над ростом выручки, который, в свою очередь, должен опережать рост капитала.
Однако, наряду с этим, растет материалоемкость производства. Это обусловлено, с одной стороны, ускоренным ростом цен на энергоносители и ряд сырьевых позиций, и, с другой стороны, крайне высоким физическим и моральным износом оборудования, не позволяющим внедрять ресурсосберегающие технологии.
Высокий износ активной части основных фондов – а он у нас составляет почти 65%, в том числе в обрабатывающих производствах – 74% - является ключевой проблемой конкурентоспособности производителей и региона, особенно в условиях вступления в ВТО.



В промышленном производстве область практически достигла уровня 1991 года – 98% по итогам 2006 года. По России в целом данный показатель значительно ниже и составляет 81%.
Выше среднеобластного значения промышленного роста в 2006 году результаты во всех ведущих видах экономической деятельности: в металлургическом производстве (130%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (122%), машин, оборудования и электрооборудования (112%), производстве пищевых продуктов (107%). В производстве транспортных средств и оборудования индекс производства составил 103%.
В этой связи вполне объективны результаты мониторинга, проводимого Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Самарской области, в соответствии с которыми в 2006 году большинство промышленных предприятий (88,2%) отмечали улучшение своего экономического положения.
Более того, по сравнению с российскими руководителями самарские производители оценивали свое положение более оптимистично, в частности по таким показателям как обеспеченность заказами и загрузка мощностей, обеспеченность оборотными средствами, условиям кредитования.


На ведущих промышленных предприятиях области произошел ряд значимых событий. Производство легковых автомобилей впервые в истории автомобилестроения Самарской области превысило 820 тысяч, на долю АвтоВАЗа приходится 65 % выпускаемых отечественных легковых автомобилей. Принято стратегическое решение - заключено соглашение о сотрудничестве между ОАО «АВТОВАЗ» и канадской корпорацией «Магна» о строительстве сборочного завода мощностью 450 тысяч автомобилей в год, разработке базового автомобиля на унифицированной платформе класса С, создании системы производства и поставки автокомпонентов европейского уровня.
В целях более полной реализации потенциала автомобилестроительного кластера как сектора специализации Самарской области мы работаем над проектом создания промышленно-технологического парка на территории городского округа Тольятти. Проект был рассмотрен на выездном заседании Правительства Самарской области в Тольятти 22 февраля этого года. В основе создания парка лежит идея привлечения инвесторов путем предоставления конкретного земельного участка и необходимого комплекса инженерно-коммунальных и других инфраструктурных услуг. Это новый эффективный инструмент развития территории, укрепления инновационно-промышленного потенциала области.


При активной поддержке Правительства Самарской области обеспечена реализация крупного инвестиционного проекта в авиационном машиностроении - организация серийного производства регионального самолета Ан-140. В 2006 году в ОАО «Авиакор-Авиационный завод» изготовлено 3 самолета из 6 выпущенных в РФ отечественных гражданских самолетов. Осуществлен ремонт 6 самолетов ТУ. Подписано соглашение с лизинговой компаний ОАО «Ильюшин Финанс Ко» о продажах с использованием лизинга 25 самолетов. С самолетостроительной фирмой «Бомбардье» заключен договор по открытию представительства в ОАО «Авиакор-авиационный завод» по обслуживанию самолетов этой марки, эксплуатируемых в России, развиваются деловые контакты с другими зарубежными партнерами. Стратегической задачей для предприятия является установление деловых партнерских связей с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».


«ЦСКБ–Прогресс» продолжает осуществлять крупнейшие государственные программы по разработке, производству и эксплуатации ракетно-космической техники. С его участием, а также Правительства Самарской области, Самарского государственного аэрокосмического университета создан Поволжский центр космической геоинформатики, который призван решать широкий круг прикладных задач гражданского назначения на базе имеющегося опыта в этой сфере.
Развернута деятельность инновационного университета - Самарского государственного аэрокосмического университета - по реализации инновационной образовательной программы «Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий» как победителя федерального конкурса при софинансировании за счет средств областного бюджета.
Правительство Самарской области будет последовательно продолжать реализацию политики, направленной на обеспечение сбалансированного развития автомобилестроительного, авиационно-космического и других существующих и еще только формирующихся территориально-производственных кластеров.
В июле 2007 года в Самарской области при поддержке Минэкономразвития России мы планируем проведение межрегионального экономического форума «Кластерная инициатива и кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики», целью которого является законодательное и институциональное закрепление значения национальных кластеров, определение форм их поддержки. Проведение форума будет содействовать развитию и оформлению кластерных инициатив Правительства РФ, региональных правительств, послужит основой для создания в Российской Федерации «полюсов конкурентоспособности».


Мы не без основания надеемся, что Самарская область и, в частности, ее инновационный потенциал – сильнейший в ПФО и один из лидирующих в РФ (6 место) - получат новый импульс к развитию.
В 2006 году одним из важнейших направлений инновационной политики, проводимой Правительством Самарской области, стало формирование инфраструктуры инновационной деятельности.
Созданы новые финансовые институты - Инновационно-инвестиционный фонд и Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, работающий на принципах частно-государственного партнерства.
Крупномасштабным стратегическим проектом является строительство регионального технопарка. Уже введен и оснащен оборудованием его первый объект - бизнес-инкубатор. Планируется создание целостной технопарковой инфраструктуры - центра трансфера технологий, инновационно-технологического центра, университетской «инновационной деревни», выставочного зала с конгресс-холлом, гостиницы, а также социального жилья для молодых ученых, преподавателей и аспирантов.
Одним из наиболее перспективных направлений научных исследований и разработок в Самарской области являются исследования в сфере нанотехнологий. Правительством Самарской области начата работа по подготовке программы развития нанотехнологий и наноиндустрии в Самарской области. Предполагается создать государственный региональный научно-технологический центр наноиндустрии.
В рамках программы «Инновации – Производство – Рынок» в 2006 году реализован ряд проектов инновационной инфраструктуры Самарской области – на базе целого ряда университетов и научных организаций Самарской области созданы центры трансфера технологий, отделы по коммерциализации научных технологий и разработок.
Подготовлен проект долгосрочной Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2007-2015 годы, которая в ближайшее время будет рассмотрена Правительством.


Положительные изменения произошли в 2006 году в традиционной отрасли экономики области – нефтедобыче. Хотя прирост объема добытой нефти невысок – менее 1 %, малые нефтяные компании увеличили добычу на 28%. В 1,5 раза увеличено финансирование мероприятий по геологическому изучению недр, в 1,8 раза возросли объемы поисково-разведочного бурения за счет средств недропользователей. Открыто шесть месторождений нефти, прошли аукционы по 16 участкам недр в 13 муниципальных районах.
В 2007 году завершается реализация комплексной программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Самарской области на 2004-2007 годы», и для сохранения преемственности министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области необходимо оперативно с участием заинтересованных организаций подготовить новую программу.


Уважаемые коллеги!

В целом хорошие результаты в 2006 году показало сельское хозяйство Самарской области. Индекс производства сельскохозпродукции составил 104,7%, что является максимальным уровнем за последние 5 лет. Этот результат обусловлен не только реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», но и системной работой органов власти Самарской области, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и технологического уровня отрасли.
К числу наиболее значимых моментов, характеризующих деятельность областного АПК в 2006 г. можно отнести следующие позиции.
Первое. Рекордно высокий рост в 7,2% продемонстрировало животноводство. Особенно важно, что он был обеспечен за счет сельскохозяйственных организаций, увеличивших объемы производства на 10%.
Самой динамичной отраслью АПК стало свиноводство. За прошедший год производство свинины в области выросло на 33,6%, именно в этой отрасли реализуются наиболее крупные аграрные проекты. Свиноводство стало второй отраслью самарского животноводства, после мясного птицеводства, продемонстрировавшего такой уверенный и существенный рост.
Второе. 2006 год по праву можно считать годом аграрного инвестиционного бума. Благоприятная конъюнктура некоторых аграрных рынков в сочетании с масштабной государственной поддержкой сделали ряд сфер агробизнеса привлекательными для инвестиций. В Самарской области в 2006 г. начата реализация 7 крупных проектов в свиноводстве, 3 – в птицеводстве, 3 – в мясном скотоводстве и 19 – в молочном животноводстве.
Третье. Продолжается рост качественных показателей развития сельского хозяйства. За последние 10 лет в сельскохозяйственных организациях области продуктивность молочных коров увеличилась в 1,7 раза, привесы свиней на откорме – в 3,5 раза, урожайность картофеля – в 1,8 раза, овощей – в 2,4 раза.


Далее. Возросла эффективность использования ресурсов областного бюджета: на 1 рубль средств, выделенных на развитие АПК из бюджета Самарской области в 2006 г., было привлечено почти 2 рубля внебюджетных средств и 12 коп. средств федерального бюджета. В сумме это в 2 раза больше уровня 2004 г. В абсолютном выражении из внебюджетных источников было привлечено 6,5 млрд. руб.
По предварительным данным, 70% сельскохозяйственных организаций закончили 2006 г. с прибылью, суммарный размер которой составил около 560 млн. руб. Это в 7 раз больше уровня 2005 г. и открывает новые возможности для привлечения долгосрочных финансовых ресурсов на развитие отрасли.



Привлечению инвестиций в АПК в немалой степени способствовала проводимая в области системная работа по формированию необходимой залоговой базы, в первую очередь, развитие земельно-ипотечного кредитования. В результате в 2006 г. право общей долевой собственности зарегистрировано почти на 900 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что на 200 тыс. га больше, чем в 2005 г. На 1 января 2007 г. 60% земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, прошли государственную регистрацию.
Важным шагом к созданию цивилизованного земельного рынка является проведенная в области инвентаризация земельных долей. По ее результатам было выявлено невостребованных земельных долей общей площадью 104 тыс. га, на которые в настоящее время оформляется право собственности Самарской области. Эти земли можно рассматривать как серьезный инвестиционный ресурс.
Следует отметить, что прошедшая в 2006 г. Всероссийская сельскохозяйственная перепись позволила более точно оценить реальный потенциал сельхозтоваропроизводителей региона, а также подготовить необходимую информационную базу для принятия управленческих решений.
Основной стратегической задачей по развитию агропромышленного комплекса региона мы считаем решение кадровой проблемы. Сегодня на село пришли деньги и новые технологии, а вот дефицит квалифицированных работников явно налицо. Сейчас уже многое делается по привлечению молодых специалистов на село, формированию команд из числа выпускников Самарской сельскохозяйственной академии. Вместе с тем, необходимо разработать комплекс мер государственной поддержки для закрепления на селе молодых людей в возрасте до 35 лет, которые ранее сделали выбор не в пользу сельского хозяйства.



Еще один сдерживающий фактор развития, и не только сельской местности, - транспортная инфраструктура. К сожалению, плотность автодорог за год возросла незначительно, построено 16 км, реконструировано 5,5 км и отремонтировано 145 км автодорог общего пользования. Завершена разработка обоснования инвестиций в строительство «Автодорожного маршрута «Центр-Поволжье-Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через реку Волга» и начата разработка инженерного проекта. Положительную оценку Главгосэкспертизы получили проекты модернизации и реконструкции международного аэропорта «Курумоч» и проект строительства Самарского транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров.
Развитие другой инфраструктурной отрасли – связи – как и все предыдущие годы характеризовалось активным ростом. Емкость телефонных станций по области увеличена за год более, чем на 108 тысяч номеров, более 90% населения губернии располагают сотовой связью, в почтовых отделениях связи за год открыто 345 пунктов коллективного доступа в Интернет, во 2 полугодии 2007 года планируется начать вещание Самарского губернского телевидения по спутниковым цифровым каналам.

Продолжалось бурное развитие торговли. Тем не менее, значительная доля оборота в этой отрасли приходится на нецивилизованные формы – ларьки, стихийные рынки и т.п. В 2007 году муниципалитетам и органам исполнительной власти особое внимание предстоит уделить упорядочению торговой инфраструктуры в связи с вступлением в силу федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ». После 10 июня 2007 года деятельность всех розничных рынков должна соответствовать его требованиям. А начиная с 2010 года для продажи товаров, за исключением сельскохозяйственных рынков, должны использоваться исключительно капитальные здания и сооружения. Во исполнение закона специально созданная рабочая группа завершает подготовку нормативных актов, которые должны быть приняты до 1 апреля 2007 года.
Ситуация на алкогольном рынке области после кризиса начала года нормализовалась, ведена система его мониторинга и декларирования объемов розничных продаж алкоголя. Выявлено 760 нарушений законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, из незаконного оборота изъято почти 10000 единиц этой продукции.
Потребительский рынок Самарской области в целом характеризуется устойчивостью, высокой степенью насыщенности и динамичностью развития, что среди прочего объясняется стабильной ценовой ситуацией на рынке подавляющего спектра товаров и услуг.


Впервые за пять последних лет в 2006 году индекс инфляции в Самарской области сложился ниже среднероссийского значения (108,7% и 109% соответственно). В немалой степени это вызвано мерами, ограничивающими рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В среднем этот рост составил 19,7%, напомню, что в 2005 году тарифы возросли на 33%. На 2007 год установлены еще более низкие индексы роста регулируемых тарифов в сфере ЖКХ. Возможности развития организаций коммунального комплекса за счет роста тарифов будут в дальнейшем уменьшаться.
Особенности регулирования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе на 2008 год будут заключаться в том, что предельные индексы роста тарифов будут установлены федеральными органами власти уже в апреле 2007 года, в связи с переносом сроков внесения проекта закона о федеральном бюджете на 2008 -2010 год. При этом увеличение затрат организаций коммунального комплекса будет приниматься на уровне индекса потребительских цен -8%. Обоснованием более высокого роста тарифов, кроме роста тарифов естественных монополий, могут стать инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг. На сегодняшний день лишь у трех организаций коммунального комплекса (г.Тольятти и г.Новокуйбышевск) имеются утвержденные в законодательном порядке программы и в семи муниципальных образованиях программы находятся в стадии разработки. Необходимо ускорить принятие в муниципальных образованиях инвестиционных программ по реновации организаций коммунального комплекса.
По прежнему, остается актуальным введение режима экономии всех видов ресурсов жилищно-коммунального хозяйства и принятие мер по снижению потерь в связи с постепенным выравниванием внутренних цен на энергоносители с внешними ценами.
Надо отметить в целом, что в связи с вступлением России в ВТО влияние мирового рынка на экономику области будет резко нарастать. Уже сейчас по РФ отмечается впервые за последние годы опережение темпов роста импорта над темпами роста экспорта.


Ситуация в Самарской области пока характеризуется снижением импорта и весьма значительным ростом экспорта. Но наш регион не изолирован, и внешнеэкономический сектор имеет ту же негативную черту, что и российский. Это сырьевая направленность экспорта - доля продукции с высокой степенью добавленной стоимости в структуре самарского экспорта составила всего 14%, в целом по России - 10%.


Другая черта нашего экспорта – смещение приоритетов в сторону расширения торговых связей со странами Азии. Возникает все большая зависимость от главного потребителя ресурсов – Китайской Народной Республики в связи с увеличением поставок туда нефти и сырых нефтепродуктов – 73% от общего объема экспорта.
Общая задача в сфере развития внешней торговли Самарской области - больше переработки, больше добавленной стоимости! Более конкретные цели - создание и поддержание делового климата, способствующего экспорту; достижение брэндом «Самарская область» уровня элемента добавочной стоимости; выделение новой целевой группы регионов-партнеров: страны СНГ, Африка, Латинская Америка. Правительство Самарской области при этом должно совмещать функции определителя цели, поставщика информации, советника, девелопера, гаранта стабильности.
Огромную роль в реализации этих задач, а также привлечения иностранных инвестиций имеет создание нового имиджа нашего региона - возможно, стоит отойти от исторически тяжеловесной ассоциации области с оборонным комплексом и «автомобилями среднего качества» в сторону создания имиджа территории, имеющей условия для реализации проектов любого уровня технологической сложности, кадрового обеспечения и объема инвестирования. Правительство области должно определить основные векторные направления развития, аналитически показать бизнесу, какие есть ниши, куда наиболее эффективно инвестировать, какую поддержку может оказать государство.


Тем более, что в 2006 году существенно обновилось инвестиционное законодательство Самарской области. В настоящий момент оно содержит возможность осуществления широчайшего спектра форм и методов государственной поддержки инвесторов. По всем ее видам - налоговым льготам, субсидиям, гарантиям и бюджетным кредитам - инвесторам в 2006 году оказана помощь в размере около 3 млрд. рублей. Общий объем инвестиций, вложенных инвесторами в реализацию проектов, получивших только один вид государственной поддержки – субсидии на коммунальную инфраструктуру и переобучение кадров - составил 17 млрд.рублей, т.е. на 1 бюджетный рубль частными инвесторами вложено 400 рублей.
Это говорит о необходимости дальнейшей популяризации инвестиционного законодательства и увеличения числа проектов, получающих государственную поддержку при строгом соблюдении критериев конкурсного отбора проектов.
В прошлом году также повысились кредитные рейтинги, присваиваемые Самарской области международными рейтинговыми агентствами, что демонстрирует очередной существенный шаг в снижении инвестиционных рисков.


Отражением этого факта явился более чем впечатляющий результат региона по привлечению иностранных инвестиций. Общий их объем за 2006 год составил почти 1 млрд. 800 млн. долларов США, что на 95% больше уровня 2005 года, в том числе прямые инвестиции возросли более, чем в 2 раза.
Показателен и тот факт, что портфельные инвестиции за один только 2006 год превысили общий объем портфельных инвестиций за предыдущие десять лет, что говорит о развитии фондового рынка и повышении доверия к российским ценным бумагам.


Объектами прямого инвестирования стали нефтяная промышленность (ЗАО «Самара-Нафта»), строительство , машиностроение (корпорация «Делфай») и металлургия («Алкоа»). Общий пакет иностранных инвестиций по реализуемым и анонсированным проектам с участием иностранных инвесторов на ближайшие пять лет составляет более 2 млрд. долларов. Особенно активизируется сектор услуг. В регион пришли Райффайзенбанк, Ситибанк, Сосьете Женераль, весной этого года открывается офис Европейского банка реконструкции и развития, предполагается реализация проектов в сфере страхования, информационных технологий, консалтинговых и управленческих услуг.
В Самарской области, как и в России в целом, в 2006 году существенно замедлился процесс вывоза капитала. Наша доля в общем экспорте российского капитала всего 0,3% и уровень от 2005 года составил менее 20%, что является еще одним доказательством конкурентоспособности инвестиционного климата региона. Наблюдается четко выраженная тенденция увеличения числа реально работающих организаций с иностранными инвестициями, за последние пять лет их стало на 77% больше, - сейчас их 163.
Общий же объем инвестиций в основной капитал Самарской области в 2006 году составил 82,6 млрд.рублей. Индекс роста инвестиций впервые за последние шесть лет превысил 15%, превзошел на 2 пр.п. аналогичный российский показатель и, что не менее важно, превысил темп роста показателей потребления в регионе.
Несколько возросла в 2006 году и доля инвестиций в ВРП – почти до 17%. В 2000 году она составляла лишь 15%. В РФ это значение 18-19%. Эффективность инвестиций за период 2001 -2005 годов составила примерно 1,5 рубля прироста ВРП на 1 рубль инвестиций – это несколько ниже показателя РФ, что ставит перед нами задачу увеличения инновационного наполнения инвестиций, совершенствования структуры и организации производства, активного развития выгодных кооперационных и межрегиональных связей.
Безусловным лидером по темпу роста инвестиций в 2006 году является нефтедобыча и производство нефтепродуктов, причем Самаранефтегаз в инвестициях добывающей отрасли имеет долю менее 50%. Большая часть вложений осуществляется другими нефтедобывающими компаниями.

Особенностью 2006 года стал исключительно высокий рост инвестиций в производство строительных материалов. Бизнес воспринял четкий сигнал о поддержке государством этой отрасли, в том числе с целью обеспечения реализации национального проекта в области жилищного строительства.
На слайде вы видите перечень наиболее крупных завершенных проектов в этом виде деятельности. Тем не менее, задача разработки новых месторождений стройматериалов и введения новых производств остается весьма актуальной, в связи с чем принятие региональной программы по развитию базы строительной индустрии должно состояться в ближайшее время.
Крупные инвестиционные проекты реализуются в пищевой отрасли, химии, металлургии, производстве электрооборудования. А вот в автомобилестроении, очевидно, наступила «инвестиционная пауза», что связано с определением долгосрочных направлений развития целого ряда предприятий отрасли и поиском стратегических партнеров.
Модель инвестиционного развития Самарской области за 2006 год существенно не поменялась и продолжает характеризоваться ориентацией инвесторов на собственные средства. Доля привлеченных ресурсов в инвестициях в Самарской области традиционно на 18-20 пр.п. меньше, чем в среднем по РФ. Зато доля прибыли и, особенно, амортизации значительно выше.
Выше и доля средств областного бюджета в инвестициях в основной капитал. В абсолютной сумме это 13,1 млрд.рублей, что больше, чем в 2005 году почти на 70%.

Основными приоритетами областной инвестиционной программы 2006 года являлась реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», укрепление материально-технической базы здравоохранения, образования и культуры, а также софинансирование строек и объектов, входящих в федеральную адресную инвестиционную программу и федеральные целевые программы.
В рамках областной инвестиционной программы осуществлялось строительство и реконструкция 400 объектов, освоено 82,5%, профинансировано 95 % лимита, объем незавершенного строительства сократился на 8%

Введено в действие более 116 объектов. Кроме того, завершены строительно-монтажные работы еще на 12 объектах, которые будут сданы в эксплуатацию в I квартале 2007 года после устранения замечаний приемных комиссий.
Наиболее крупные из введенных объектов представлены на слайде.
Вместе с тем, не обеспечен ввод 20-ти объектов областной инвестиционной программы по следующим причинам:
- увеличение сметной стоимости строительства, связанное с корректировкой проектно-сметной документации (14 объектов);
- задержка сроков проведения конкурсов по определению подрядных организаций ( 2 объекта);
-отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок под строительство (3 объекта).
В целях повышения эффективности использования средств областного бюджета в 2007 году должно быть обеспечено:
- ведение реестра недобросовестных подрядчиков;
- расширение сферы применения типовых проектов в целях сокращения сроков проектирования;
- рассмотрение вновь начинаемых проектов на межведомственной комиссии по комплексному рассмотрению эффективности применяемых проектных решений;
- повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем развития внутреннего аудита;
-создание эффективного механизма формирования, контроля и индексации цен на строительную продукцию и услуги.
Уважаемые коллеги!

В 2006 году объем фонда муниципального развития составил более 2 млрд. рублей или пятую часть областной инвестиционной программы.

Согласно заключенным договорам общий объем минимального долевого участия муниципалитетов по объектам, финансируемым за счет средств фонда, должен был составить 117 млн. рублей, фактически по итогам года профинансировано 263 млн. рублей. Ряд муниципалитетов выделили больше инвестиций, чем предполагалось в договоре. Вместе с тем, из 197 объектов принятые обязательства не соблюдались по 84-м объектам.
Вообще не направили средства местных бюджетов на долевое участие городской округ Кинель, муниципальные районы: Большечерниговский, Елховский, Кинель-Черкасский, Клявлинский, Хворостянский, Красноярский, Камышлинский и Челно-Вершинский.
В 2007 году утвержден, как вы знаете, новый подход к определению доли средств местных бюджетов, зависящий от того, к полномочиям какого уровня управления относится финансирование того или иного объекта.
Будет жестко соблюдаться законодательная норма, предусматривающая сокращение главным распорядителем размера субсидий из фонда муниципального развития в случае нарушения муниципалитетом условий договора по долевому финансированию объектов.
Отличительной особенностью формирования фонда муниципального развития на 2007 год явилось то, что отбор строек и объектов осуществлялся на основе программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения. Процесс согласования этих программ показал, что многие муниципалитеты не имеют четкого представления о реальных инвестиционных потребностях своих территорий и роли федеральных, областных и местных программ в инвестиционном процессе.

Это недопустимо, тем более в ситуации, когда роль федеральных программ резко возрастает. В 2006 году Самарская область получила 2 млрд. 370 млн.рублей на строительство и реконструкцию 101 объекта по 17 федеральным программам, что в сопоставимых ценах выше уровня 2005 года на 50%. Почти треть этих средств выделена на реализацию национального проекта «Жилье».
Область практически полностью выполнила свои обязательства перед федерацией по софинансированию строительства объектов. Объем этих долевых средств составил 4 млрд. 370 млн.рублей и возрос по сравнению с 2005 годом почти на 70%. Реализовано и введено в эксплуатацию 18 мероприятий и объектов.
В целом, федеральный бюджет усиливает свое влияние на развитие экономики и социальной сферы области, и не только по инвестиционному направлению, но и за счет безвозмездных перечислений на социальные цели. Возрос процент возврата на территорию области средств, перечисленных на федеральный уровень, с 28% до 35,6%. И это при том, что изменилось соотношение налоговых платежей, поступающих в федеральный и консолидированный бюджеты Самарской области с 56% к 44% в 2005 году на 50% к 50% в 2006 году. Например, только в рамках оказания поддержки малому предпринимательству привлеченные средства составили 100 миллионов рублей.
В целом, в бюджетную систему РФ с территории области поступило 117,7 млрд.рублей – с учетом возврата НДС это на 6% больше, чем в 2005 году.
Уважаемые коллеги!
Весьма существенные позитивные тенденции в течение 2006 года закрепились в самой значимой сфере социального развития- демографической. Продолжился рост уровня рождаемости – родилось на 618 человек больше, чем в 2005 году, и темп роста превысил среднероссийский. В территориальном разрезе рождаемость возросла в 25 муниципальных образованиях. Максимальные темпы роста в Хворостянском районе -135% и Чапаевске -111,4%. В 9 муниципальных образованиях произошло сокращение уровня рождаемости – в городских округах Жигулевск, Октябрьск, Отрадный, в муниципальных районах – Большеглушицкий, Исаклинский, Камышлинский, Кинельский, Похвистневский, Сызранский.

Однако, еще более значимый итог 2006 года - максимальное за шесть последних лет сокращение числа умерших – почти на 2 тысячи человек. Причем снижение смертности произошло практически от всех основных причин смерти, и более значительно от таких неестественных причин, как транспортные травмы и отравления алкоголем – почти на 40% по сравнению с 2005 годом. Доля умерших в области от транспортных травм с 2,3% от общего числа умерших в РФ снизилась до 1,7%, от случайных отравлений алкоголем – с 2% до 1,4% соответственно. Наиболее существенно снизилась смертность в Исаклинском районе (почти на 30%) и Большеглушицком (на 19%). В сельской местности уровень смертности снижался более интенсивно, чем в городской.
Позитивная динамика рождаемости и смертности населения привела к заметному снижению естественной убыли. Постепенно растет индекс жизненности, показывающий замену уходящих поколений новыми. В 2006 году он составил 0,63 человека (в 2000 году - 0,48 человек). Небольшими темпами, но стабильно растет ожидаемая продолжительность жизни населения области и составляет в настоящее время 65,9 лет (в 2000 году – 64,5 года), что превышает среднероссийское значение.
Самарская область по-прежнему поддерживает статус миграционно-привлекательного региона на фоне миграционной убыли в целом по ПФО. За счет этого фактора численность населения области пополнилась на 6,5 тысяч человек, что на 36% скомпенсировало естественные потери населения.

Практически все городские округа и 10 муниципальных районов имели миграционный прирост. Наибольшее его значение наблюдалось в Октябрьске, Жигулевске, в Ставропольском и Богатовском муниципальных районах. Среди территорий области четко выделяется юго-западная зона области и часть северо-восточной зоны, теряющие население. Особо отмечу Большечерниговский район со стабильной миграционной убылью населения на протяжении уже восьми последних лет.
В результате всех тенденций процесс депопуляции в области замедлился. Численность населения снизилась на 11,6 тысяч человек, что является минимальным значением за последние четыре года.
В этой сфере в течение 2007 года нам предстоит разработать и принять ряд концептуальных и программных документов - концепцию улучшения демографической ситуации, программу поддержки семьи и демографического развития и программу по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Главным итогом 2006 года в отношении материального благосостояния граждан стало то, что впервые за последние 15 лет среднедушевые денежные доходы в среднем по области превысили уровень 1991 года в сопоставимых ценах. Это превышение составило 11%. Однако, это произошло не на всей территории области, а лишь в городах Тольятти, Самара, Новокуйбышевск и Сызрань.
По величине доходов область сохранила 12 место среди регионов РФ и 1 место в ПФО. Покупательная способность доходов населения не снизилась по сравнению с 2005 годом (3 ПМ), несмотря на то, что с 2006 года нами введен улучшенный состав потребительской корзины и соответствующим образом увеличился прожиточный минимум.


2006 год внес целый ряд изменений в динамику отдельных видов доходов населения. Увеличился по сравнению с прошлым годом темп роста заработной платы (13,2%) – и в наибольшей степени в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней, что связано, прежде всего, с увеличением минимального размера оплаты труда, индексацией заработной платы бюджетникам в течение года более, чем в 1,5 раза, введением отраслевых систем оплаты труда, сохранением доплат низкооплачиваемым работникам, а также с результатами реализации национальных проектов. К концу года область занимала 1 место в ПФО по размеру заработной платы в здравоохранении и образовании и 3 место по заработной плате в культуре.
По другому, не менее важному виду доходов – пенсиям, результаты 2006 года более скромные. Средний размер пенсии в реальном выражении вырос всего на 3%, хотя в 2005 году он увеличился на 12%. Очевидно, федерация в 2007 и последующих годах должна усилить внимание к пенсионной политике.
На протяжении последних шести лет в области фиксируется устойчивая тенденция к снижению количества бедных. За 2006 год численность населения с доходом ниже прожиточного минимума сократилась на 180 тысяч человек, а доля работающих с заработной платой ниже величины прожиточного минимума снизилась с 23% до 18,4%.

Анализ удельного веса работающих с заработной платой от минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума в разрезе видов экономической деятельности показал, что большинство отраслей экономики в целом готовы к повышению МРОТ и даже до прожиточного минимума. Но наиболее сложная ситуация складывается в социальной сфере, строительстве, и, главным образом, в сельском хозяйстве.
Анализ изменений на потребительском рынке в 2006 году показал активный рост покупок в непродовольственном секторе и сохранение прежней ориентации населения на потребительское кредитование. На 1 декабря прошлого года задолженность по кредитам, выданным физическим лицам, составила 57 млрд.рублей или почти 18 тысяч рублей на душу населения. Это в 2 раза выше, чем в среднем поПФО.
В секторе платных услуг обращает на себя внимание активный рост доли услуг физической культуры и спорта, а также образовательных услуг.
Эти тенденции свидетельствуют об изменяющемся в позитивном направлении качестве жизни населения и все большей ориентации граждан на здоровый образ жизни и повышение своего социального статуса.
Наши задачи в этой сфере будут связаны с приближением МРОТ к прожиточному минимуму, в первую очередь, во внебюджетном секторе, а далее и в бюджетном секторе, дальнейшем введении систем оплаты труда, увязанных с результативностью и эффективностью труда, реализацией программ улучшения условий труда, принятием и реализацией нормативной базы в области социальной стандартизации.

Деятельность Правительства в области развития социально-культурной сферы в 2006 году была направлена на ее дальнейшее развитие и модернизацию, а также на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Особое внимание уделялось:
в здравоохранении: укреплению первичного звена (численность медицинских работников увеличилась на 9%, построено 72 офиса врача общей практики), профилактическим мероприятиям (профилактическими прививками охвачено более 2 млн. человек) и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (число получивших возросло по сравнению с 2005 годом на 20%);
в образовании: введению новых механизмов оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета (заработная плата учителей повысилась с 4 тыс. до 8 тыс. рублей в месяц), внедрению современных информационных технологий (80% школ области имеют доступ к сети Интернет, на 1 компьютер в среднем приходится 23 ученика), созданию Самарского национального университета в виде открытой ассоциации ведущих учебных заведений области;
в семейной политике: открытию новых специализированных центров комплексного обслуживания семей и детей в 4-х городских округах, расширению действующих и введению новых видов поддержки граждан, имеющих детей;
в культуре и молодежной политике: сохранению культурного наследия, повышению уровня вовлеченности жителей в культурную жизнь региона, развитию таких значимых ценностей как семья, любовь к отечеству, патриотизм, здоровье и др.; поэтапному введению новых принципов оплаты труда работников культуры;
в физической культуре и спорте: увеличению количества занимающихся спортом до 10,6% от общей численности населения области через развитие массовой физической культуры;
в социальной поддержке: расширению масштабов и повышению адресности социальной защиты населения (социальные выплаты получали 1,3 млн. жителей области, объемы различных видов социальных выплат за счет средств областного бюджета составили 5,2 млрд.рублей).
В социально-культурной сфере реализовывались 18 областных целевых программ и планов мероприятий на общую сумму около 1 млрд. рублей.
В течение 2006 года был сделан существенный шаг в развитии туристического потенциала области, создании условий для формирования туристско-рекреационного кластера. Рабочей группой подготовлены стратегия развития и определены перспективы использования в этих целях территории Самарской Луки, разработан пилотный проект освоения территорий в районе с.Ширяево.
Начиная с 2006 года, Самарская область приняла активное участие в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Самарской области.
В целях формирования нормативно-правовой базы принято 7 законов Самарской области, 5 постановлений Правительства Самарской области, 12 модельных нормативно-правовых актов для органов местного самоуправления.

Оценка реализации проекта осуществляется на основе плановых показателей, значения которых на 2006 и 2007 годы закреплены в соглашении, заключенном Правительством Самарской области с Министерством регионального развития РФ.
Согласно данных статистики ввод жилья по итогам года составил 751 тыс.кв.м, или 70% от планового показателя. Фактически в Самарской области в 2006 году построено порядка 1300 тыс.кв.м общей площади жилья, что на 20,5% превышает плановое значение. Показатель по вводу жилья выполнили 6 городских округов и 19 муниципальных районов. Наилучшие показатели – в Жигулевске, Похвистнево, Сызрани Большеглушицком, Нефтегорском, Красноярском, Похвистневском, Шигонском районах. Наихудшие показатели (менее 50%) – в Самаре и Тольятти, Кинель-Черкасском, Сызранском, Красноармейском районах.
Основной причиной низкого показателя ввода жилья является отсутствие у застройщиков разрешительной документации на осуществление жилищного строительства в полном объеме.
В Самарской области в 2006 году обеспечены жильем 2963 молодые семьи, что в 5 раз превышает значение планового показателя.
За счет всех источников финансирования на решение жилищных проблем молодых семей в 2006 году направлено 2821,1 млн.рублей, что в 3,2 раза превышает уровень финансирования 2005 года.
Достигнутый результат обусловлен участием Самарской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Благодаря высокому качеству представленной заявки по результатам конкурса наш регион признан победителем. Сумма заявки – 174,2 млн.рублей удовлетворена в полном объеме. Это наилучший результат среди регионов Российской Федерации.
За счет бюджетных средств были предоставлены субсидии на компенсацию части стоимости приобретенного жилья в связи с рождением детей 292 молодым семьям.
В 2006 году обеспечено жильем 735 семей льготных категорий граждан, что в 2 раза превышает плановое значение, в том числе за счет федеральных инвестиций-389 семей пяти льготных категорий и за счет областных средств – 346 семей.
Сумма выданных ипотечных кредитов в прошлом году составила 6255 млн.рублей. Данный показатель на 27,6 % превышает плановое значение. Посредством ипотеки улучшили свои жилищные условия 7123 семьи. Ипотечные жилищные кредиты стали доступны 21,1 % населения области.
В 2006 году начался переход от точечной застройки к комплексному освоению больших земельных массивов, в том числе земель сельскохозяйственного назначения.
По итогам конкурсного отбора Росстроем отобраны 5 проектов, представленных Самарской областью для получения государственной поддержки. Реализация этих проектов позволит обеспечить ввод свыше 1 млн. кв. метров общей площади жилья, в том числе малоэтажного.
В целях начала реализации проекта «Застройка жилого района Волгарь в г. Самаре», а также проекта «Строительство жилого комплекса с соцкультбытом в г. Самаре в границах улиц. Дыбенко, Гастелло, Карбышева» из областного бюджета в 2006 году выделено 401,6 млн. рублей. Средства были направлены на строительство инженерных коммуникаций, а также отселение жителей из ветхих домов, расположенных на данных площадках.
В 2006 году в Самарской области проведены 124 аукциона, на которых были представлены земельные участки под жилищное строительство площадью более 100 Га.
Из областного бюджета в 2006 году на переселение граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания, выделены средства в сумме 367 млн. рублей, что позволило осуществить проектирование 55 жилых домов, построить и реконструировать 4,2 тыс. кв. м общей площади жилья, отселить 92 семьи, ликвидировать 4,95 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья.
Уважаемые коллеги!

В 2006 году одним из основных направлений деятельности Правительства области было совершенствование взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований.

В нашем регионе применяется и достаточно хорошо проявил себя механизм индикативного планирования. С 2003 года эта система введена для сельских районов, с 2006 года она распространена и на городские округа.
Губернатором области ежегодно подписываются с главами администраций муниципальных образований Соглашения о взаимодействии в области социально-экономического развития. Сформировано единое информационное пространство для совместного использования в практике областного и муниципального управления.
Мы считаем, что механизм индикативного планирования оправдал себя прежде всего в плане повышения ответственности руководителей, расстановки акцентов и приоритетных задач, ориентирования органов управления на результат.
С каждым годом органы местного самоуправления берут на себя более напряженные обязательства. Растет степень выполнения индикативных планов. В 2003 году напряженность планов по районам составляла в среднем 107% и выполнили их 14 районов, в 2006 году соответственно 123%, планы выполнены 24-мя районами. За 4 года реализации индикативных планов высокие показатели выполнения отмечены в Кинельском, Сергиевском, Шигонском, Елховском, Ставропольском, Сызранском, Похвистневском районах.

За этот период уровень обеспеченности населения объектами социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры повысился.
Улучшаются индикаторы развития человеческого потенциала и социального благополучия. Так, по итогам 2006 года во всех районах выросли денежные доходы населения и среднемесячная заработная плата; повысилась обеспеченность телефонами фиксированной электросвязи, учащихся – компьютерами с подключением к Интернет. В 22 районах сократилась безработица.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в 2007 году будет разработана система стимулирования муниципальных образований за наиболее успешное выполнение индикаторов, в максимальной степени зависящих от действий органов местного самоуправления. Нам предстоит совершенствовать сложившуюся практику индикативного планирования, чтобы в дальнейшем использовать механизм и в отношении поселений.
Пространственная организация территории области по-прежнему предопределяется значительной ролью Самарско-Тольяттинской агломерации.


Как показали итоги 2006 года, города имеют существенные резервы индустриального роста. При сохранении и укреплении ведущей роли Самары и Тольятти, динамично развиваются все городские округа области, кроме Похвистнево.
Самый интенсивный рост был характерен для небольших городов – Октябрьска (на 49,3%) и Отрадного (на 26,9%). Выше, чем в среднем по Самарской области росли объемы производства в Жигулевске, Кинеле, Самаре, Новокуйбышевске и Сызрани.
За последние три года наибольший прирост объёмов промышленного производства на каждый вложенный рубль получен в Отрадном, Тольятти, Самаре и Сызрани. Наименьший – в малых городах – Кинеле, Октябрьске, Похвистнево, что отчасти объясняется высокой долей бюджетных инвестиций, направляемых на развитие социальной инфраструктуры территории.


В 2006 году для периферийных, приграничных сельских районов были характерны более высокие темпы социально-экономического развития. Это - Приволжский и Пестравский; Хворостянский, Красноармейский и Большечерниговский; Шенталинский, Камышлинский и Похвистневский, а также Борский районы. Считаю, что в настоящее время создаются возможности для оживления периферии. Это реализация национального проекта «Развитие АПК» и соответствующих проектов на территории области; осуществление проекта «Доступное жилье» и развитие стройиндустрии и т.д.


Дальнейшее развитие агломерации будет связано со все большим продвижением инновационно-внедренческих, научно-образовательных и транспортно-логистических структур. Предполагается ряд первоочередных мер по развитию территорий за пределами СТА.
-укрепление субрегионального каркаса, формирование центров субрегионов как за счет межмуниципальных связей, так и путём центрирования функций;
- стимулирование хозяйственного развития периферийных территорий, создание в них своеобразных «противовесов» путем формирования новых «точек роста»;
- развитие приграничных ареалов экономической активности - прежде всего Кошкинский район, Похвистнево и Похвистневский район, Борский, Больше-Черниговский, Хворостянский районы и другие.



В 2006 году продолжилось сотрудничество с муниципальными образованиями по вопросам стратегирования социально-экономического развития территорий.
Имеются утверждённые стратегические документы в Жигулевске, Отрадном, Похвистнево, Нефтегорском и Похвистневском районах. Разработка документов перспективного социально-экономического развития - важнейшая задача органов местного самоуправления. Муниципальным районам необходимо инициировать эту работу и на уровне поселений.
Регулирование развития муниципальных образований не может быть ограничено только стратегиями развития, необходима разработка схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов. Эту сложную задачу органам местного самоуправления предстоит решить в 2007 году.
Несомненно, здесь без участия областных властей муниципалитеты не смогут обойтись. Структурными подразделениями органов исполнительной власти должна оказываться методическая и организационная поддержка.
В центре внимания Правительства области в 2006 году оставалась поддержка проблемных территорий. Наиболее результативным инструментом улучшения социально-экономической ситуации таких муниципальных образований является программно-целевой метод. Напомню, что в настоящее время реализуются 3 утверждённые законами Самарской области программы по городским округам Чапаевск - с 1999 года, Октябрьск - с 2004 года и Похвистнево с 2006 года.
На выполнение программы по Чапаевску за эти годы выделено из всех источников финансирования более миллиарда рублей. Большая работа была проделана по подготовке земельных участков к размещению новых производств. Готовятся к реализации проекты строительства завода сплавов, нефтеперерабатывающего предприятия, комбикормового завода. Результат – уже 3 года наблюдается прирост объёмов промышленного производства, сокращается безработица. Улучшилась инфраструктурная обустроенность территории.
Отличительной особенностью реализации программы городского округа Октябрьск является значительный объем внебюджетных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на её выполнение - 88,0% от общего объема финансирования. Растёт деловая активность хозяйствующих субъектов Октябрьска: объем промышленного производства за 3 года возрос почти на 60%, а в 2006 году здесь наблюдались самые высокие среди городских округов темпы - 149,3%. Город становится привлекательным для мигрантов - в 2006 году миграционный прирост почти в 2 раза превысил естественную убыль.


Очень важным представляется внедрение в муниципальных образованиях новых технологий профессионального качественного управления. В 2006 году в городских округах Жигулевск, Похвистнево и Кинель-Черкасском районе внедрен пилотный проект ИСО 9001:2000. Цель проекта – помочь осознать свои задачи органам местного самоуправления, а населению упростить решение каждодневных вопросов. Подготовлены каталоги оказания услуг населению и организациям. Это по существу «путеводители» для каждого жителя по предоставлению услуг, затрагивающие все сферы интересов населения. Этот проект мы будем развивать и далее. Должен быть реализован принцип «Власть – для населения, а не для самой себя».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Обсудить в форуме РИА Самара »

Лента губернских новостей

13:11 Николай Меркушкин: "Тольятти ожидает второе рождение - в городе может появиться около 20 тыс. рабочих мест"

17:46 АО «Транснефтепродукт-Самара» завершило плановые ремонты на нефтепродуктопроводах и ЛПДС

11:41 Путешествие по Европе

20:00 Сопротивление изменениям в организации

13:17 Утвержден состав областного кабинета министров

09:02 В Самаре состоялось очередное заседание правительства региона

12:32 Николай Меркушкин: «Космодром «Восточный» имеет колоссальное значение для всей страны»

12:28 Николай Меркушкин и Максим Соколов приняли участие в слете бойцов стройотрядов транспортных вузов РФ

12:08 Глава региона провел рабочую встречу с послом Швеции

15:41 Николай Меркушкин и Максим Соколов открыли движение по Кировскому мосту

19:55 Николай Меркушкин выступил с рядом предложений на заседании президиума Госсовета под председательством Владимира Путина

17:16 Николай Меркушкин вошел в десятку самых влиятельных глав субъектов РФ

13:26 В столице обсудили подготовку к ЧМ-2018 по футболу

13:10 В Самаре показали передовые технологии станкостроения

10:17 Губернатор встретился с командующим войсками Центрального округа

10:13 Губерния выиграла конкурс РОСНАНО

10:04 «Мы должны уберечь наших граждан от этой беды»

12:18 Новый этап в развитии местного самоуправления

12:15 Расходование средств на подготовку к ЧМ-2018 возьмут под контроль

12:08 В Самарской области стартовал отопительный сезон

12:03 В муниципалитетах изучают новые земельные порядки

11:50 «Ладу Весту» будут производить на новом заводе в Казахстане

11:54 Будем с хлебом! А также с мясом, молоком, картофелем и яблоками

11:49 В Самарской области появятся восемь памятных дат

11:42 На рынках и в магазинах проверяют качество продуктов

11:33 Проект «На связи с губернатором» продолжается

19:15 Опыт Самарской области по развитию профобразования отметили на заседании совета ПФО

13:08 Николай Меркушкин: "Мы хотим, чтобы СамГТУ и дальше быстро двигался вперед"

19:49 Депутаты поддержали законопроект губернатора о порядке избрания главы Самары

16:10 Депутаты губдумы одобрили кандидатуры пяти вице-губернаторов, предложенных Николаем Меркушкиным

13:36 Машиностроители губернии принимают поздравления

16:49 Николай Меркушкин направил в Совет Федерации кандидатуру Дмитрия Азарова

12:02 Самарская губернская дума провела первое заседание осенней сессии

11:40 Николай Меркушкин: «Сделаю все, чтобы оправдать доверие людей»

15:02 Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области

18:22 В Самарской области намолочено 2 млн тонн зерна

15:54 Участники совещания под председательством Сергея Иванова положительно оценили опыт региона по обучению русскому языку

19:32 Николай Меркушкин: "Сегодня состоялся очень важный для страны разговор"

17:34 Николай Меркушкин принял участие в заседании Госсовета в Кремле

11:41 В округе полным ходом идет подготовка к отопсезону

11:35 Владимир Путин: «Главный итог выборов - общество продемонстрировало свою сплоченность»

12:43 На предприятиях области придерживаются евростандарта

12:35 Молодых специалистов АПК поддержат

12:31 На переселение самарцев из лачуг выделят 446 млн рублей

12:21 Николай Меркушкин объединил жителей области

12:17 «Для региона важны лидерские качества Николая Меркушкина»

19:07 Вадим Михеев объявил Николая Меркушкина избранным губернатором

«РиаСамара» © Самара
При полном или частичном использовании текстовых материалов, фотографий и иной информации гиперссылка на www.riasamara.ru обязательна.16+

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования



RIA Samara in English Написать письмо в РИА Самара Печатная версия