Самара. 4-й ГПЗ
4-й ГПЗ (Самара)
(Проходная 4-го ГПЗ в 1970-е гг. фото)
В годы войны на месте Линдова городка развернули одно из эвакуированных из Москвы предприятий (часть 1-го Московского подшипникового завода, созданного в 1932 г.). Так возник 4-й ГПЗ.
Идея эвакуации появилась уже 19 июля 1941 г., когда в Куйбышев «на разведку» территорий для завода отправился из Москвы В.В. Полумордвинов с группой коллег. Все предложенные места не удовлетворили визитеров, только Линдов городок. Занимавшие его здания военного округа все равно предполагалось убрать оттуда.
В сентябре 1941 г. Линдов городок решением правительства и обкома партии передали дирекции 4 ГПЗ, и уже с сентября 1941 г. в Куйбышев начали прибывать люди и оборудование с 1 ГПЗ. Кухонь и печек не было, пищу готовили на кострах во дворе. После октябрьского наступления немцев на Москву в Куйбышев приехали основные кадры завода, в том числе его директор Яков Соломонович Юсим и главный инженер Герц Борисович Лурье. Началось создание цехов и участков, монтаж оборудования. Из приезжих рабочих и ИТР сформировали такелажные и строительные бригады, группы по проектированию и строительству завода. Все работы вели вручную – техники не было. К октябрю 1941 г. на завод прибыло свыше 1500 человек и более 1000 единиц оборудования. Всего эвакуировали 3000 рабочих и сотрудников.
Часть бытовых потребностей заводчан на первых порах можно было реализовать с помощью 2-х столовых и бани. Помимо территории Линдового городка, 4 ГПЗ получил от Куйбышевского обкома партии гараж «Союзавтотранса» на территории завода «Автотракотородеталь» и недостроенное общежитие ремесленного училища завода «КинАп».
Во время эвакуации строители использовали ряд совершенно неожиданных и оригинальных технологий, позволивших на первых порах ускорить процесс эвакуации и размещения завода на новой территории:
1. крытые дворики между имевшимися зданиями закрывали крышей, которую клали на стены имевшихся по бокам сооружений, вдвое увеличивая площадь крутых сооружений;
2. до теплоэнергоцентрали было далеко, и на территорию завода загнали несколько железнодорожных локомотивов со сношенной ходовой частью, и использовали их топки и котлы как маленькую ТЭЦ;
3. на кузова грузовиков «ЯЗ»ов оборудование сгружали с железнодорожных путей и с речного порта.
21 ноября 1941 г. на танковый завод г. Челябинск для танков Т-34 были отправили первые 3000 подшипников.
Быстро выявилась острая потребность в кадрах. Пополнением стала молодежь и женщины города и села от 14 до 18 лет. Именно они в значительной степени вынесли на своих плечах трудности военного времени и работы в Линдовом городке. Особенно следует отметить работу подростков, стоявших у станков наряду со взрослыми и дававших около 30% всего выпуска подшипников. Рабочий день во время войны составлял 11 часов, многие работали по 16-18. В результате потребность фронта продукцией была полностью обеспечена. За годы войны завод выпустил для фронта и народного хозяйства около 50 млн. подшипников.
В 1943 г. за обеспечение фронта подшипниками завод наградили орденом Ленина. За героический труд 5000 подшипниковцев наградили медалями «За доблестный и самоотверженный труд», 152 работника –орденами и медалями.
В 1965-1985 гг. 4-й ГПЗ увеличил свою продукцию в 3,5 раза (по стоимости).
В 1967 г. Семейкинское шоссе переименовали в Московское. Примерно тогда изменилась и одна из верхушек треугольника – круг возле современной станции метро «Московская» стал первой транспортной развязкой в городе.
К 1990 г. 4-й ГПЗ был одним из 25-ти аналогичных предприятий страны, и выпускал 20% всех подшипников по количеству и 40% – по номенклатуре (250 млн. подшипников в год), которыми комплектовали изделия 4000 предприятий страны. Экспорт осуществляли в 40 стран мира.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »