Они готовились штурмовать Луну
Как и другие промышленные предприятия авиационно-космического комплекса г.Куйбышева (Самары), завод имени Кирова, а с 1946 года - Государственный союзный опытный завод N2, появился на экономической карте города в начале Великой Отечественной войны. Он был создан на базе нескольких эвакуированных предприятий. Во второй половине 40-х годов завод, расположившийся на берегу Волги в посёлке Управленческом, был ориентирован на разработку и производство реактивных двигателей.
Весной 1949 года главным конструктором предприятия стал Н.Д. Кузнецов (впоследствии - генеральный директор, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР, лауреат многих премий СССР).
Проанализировав деятельность завода, Н.Д. Кузнецов принял решение, которое определило путь предприятия на многие годы вперёд: инженеры объединённого конструкторского бюро и заводчане-производственники будут создавать газотурбинные двигатели для стратегической авиации. Первой большой победой стала передача в серийное производство на завод им.Фрунзе двигателя для бомбардировщика, спроектированного в ОКБ А.Н. Туполева. Двигатель, по традиции обозначенный инициалами главного руководителя работ, получил название НК-12. С 1962 года двигатели НК-12МВ обеспечили эксплуатацию флагмана гражданской авиации тех лет - самолёта Ту-114 на межконтинентальной трассе Москва – Гавана протяжённостью 11 тысяч километров и продолжительностью полёта до 14 часов.
В конце 50-х - начале 60-х годов ОКБ-276, как к тому времени именовалось конструкторское бюро, которым руководил Н.Д.Кузнецов, уже занимало одно из ведущих мест в отечественном двигателестроении. Поэтому не случайно обращение С.П. Королёва к Н.Д. Кузнецову с предложением «поработать на космос»: Главному конструктору ракетно-космических систем нужны были надёжные кислородно-керосиновые двигатели для межконтинентальной ракеты ГР-1 и «лунной» ракеты Н-1. В весьма сжатые сроки несколько двигателей для разных ступеней ракет-носителей были созданы и сданы заказчикам. Позднее, в 1968 году, были разработаны модификации этих двигателей для многоразового применения.
К сожалению, работы как по глобальной ракете (ГР) и «луннику» Н-1, так и по программе «Энергия - Буран» были свёрнуты. И был приказ «сверху»: двигатели уничтожить! Но… Приказ не был выполнен.В 1992 году на Московском авиакосмическом салоне был выставлен макет жидкостно-реактивного двигателя НК-33. Экспонат сразу привлёк внимание гостей из США. И не удивительно! Как впоследствии определили сами американцы, коэффициент надёжности НК-33 является абсолютно рекордным, он равен 0,994...В конце концов был заключён контракт сначала на проведение огневых испытаний двигателя в США (вот где пригодились спасённые от уничтожения экземпляры НК-33!), а затем и на продажу партии двигателей и на их производство в Соединённых Штатах. Был заключён контракт с фирмой «Аэроджет» на долговременное использование НК-33 и высотных ЖРД НК-43 на американских ракетоносителях. Созданные ещё в 60-х годах прошлого века ЖРД НК-31, НК-33, НК-39, НК-43 до сих пор остаются лучшими по параметрам и надёжности в своём классе тяги и составе компонентов топлива керосин-кислород.
С середины 70-х годов коллектив предприятия, которое называется сейчас ОАО «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова» (СНТК), приступил к поисковым работам по замене углеводородного топлива из нефти на альтернативное - экологически чистое. Таким топливом является водород в сжиженном состоянии и сжиженный природный газ.