Самая крупная катастрофа случилась в Самарском аэропорту в 1986 году
Это сейчас средства массовой информации соревнуются, кто раньше и с большим числом подробностей сообщит о каком-либо ЧП. В советские времена о большинстве катастроф СМИ молчали: у нас всё спокойно, товарищи!.. А ведь мало кто знает, что в аэропорту Курумоч в 1986 году произошло куда более серьезное крушение самолёта, чем то, что случилось на днях. Тогда погибло 69 человек.
Подробно об этом в газете «Волжская коммуна» летом прошлого года рассказал мой добрый знакомый журналист Валерий Ерофеев. Приведу несколько цитат из его материала, который называется «Слепой» полёт в никуда» («Волжская коммуна», 20.07.2006 г.).
«СПЕЦСООБЩЕНИЕ. Председателю Совета Министров СССР тов. Рыжкову Н.И. Совершенно секретно.
20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев потерпел катастрофу самолет Ту-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту «Свердловск-Грозный». В момент происшествия на борту самолета находилось 85 пассажиров, в том числе 14 детей, и 8 членов экипажа.
Сразу же после аварийной посадки на борту самолета вспыхнул пожар. Аварийно-спасательной службой аэропорта и пожарными подразделениями г. Куйбышева пожар был ликвидирован, спасено 16 человек из числа пассажиров и экипажа, остальные спасшиеся покинули горящий самолет самостоятельно или были вынесены экипажем. Непосредственно в момент катастрофы погибло 53 пассажира и 5 членов экипажа, госпитализировано 28 человек. Впоследствии в больницах скончалось еще 11 человек. Для расследования причин катастрофы в аэропорт Куйбышев прибыла правительственная комиссия.
Председатель Куйбышевского облисполкома В.А. Погодин»…
…По словам очевидцев, уже в тот момент, когда до соприкосновения переднего шасси лайнера со взлетно-посадочной полосой оставались считанные секунды, было достаточно хорошо заметно, что продольная ось самолета находится под слишком острым углом к бетонной поверхности, а сам он снижается слишком быстро для воздушных судов этого класса.
Возможно, что в последние мгновения перед посадкой эти несоответствия заметил и диспетчер, но что-либо поправить было уже не в человеческих силах. «Тушка» коснулась бетонки не мягко, как это обычно бывает при посадке, а буквально врезалась в нее передней частью корпуса. Шасси от удара сломались почти сразу же, в результате чего самолет лег на брюхо, и его примерно метров триста по инерции тащило по полосе. В конце концов корпус «тушки» начал заваливаться по курсу вправо, и его стало выносить с бетона. А когда передняя часть самолета выехала на мягкий грунт за краем полосы, огромная машина перевернулась через правое крыло вверх колесами, после чего, наконец, остановилась…
… Страшная участь постигла троих бортпроводниц. В момент катастрофы они находились в своей каюте, в которой после переворачивания самолета, по всей видимости, заклинило дверь. Так или иначе, но выбраться из этой ловушки девушки так и не смогли. Под полом первого салона самолета, рядом с каютой бортпроводниц, хранился кислородный баллон, предназначенный для того, чтобы при экстремальных ситуациях подавать в пассажирский салон живительный газ. Но в той ситуации это обстоятельство стало роковым: во время аварии у баллона выбило штуцер, и, когда начался пожар, раскаленная струя кислорода ударила прямо в каюту бортпроводниц. А ведь еще из школьного курса химии мы знаем, что в чистом кислороде при тысячеградусной температуре горит даже металл. Так что после пожара на месте каюты нашли только фрагменты берцовых костей и черепов – все, что осталось от троих девушек…
…А тем временем работа на месте аварии шла полным ходом. Трупов и их фрагментов было очень много. Тела сначала укладывали на землю около места происшествия, а потом грузили в кузова автомашин и отправляли в спешно выделенное большое помещение в аэропорту. Утром в этот траурный зал стали пускать родственников погибших – для опознания. Оперативно извещенные о катастрофе люди летели за останками родных и близких из Чечено-Ингушской АССР, из Свердловска и других городов страны. В числе других из Грозного в Куйбышев для выполнения скорбной миссии в то утро прилетел и знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, у которого в авиакатастрофе погиб один из родственников. В тот же день специальным рейсом Аэрофлота тела жертв катастрофы были отправлены в столицу Чечено-Ингушетии.
Как уже было сказано, из 93 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолета в момент катастрофы, впоследствии в живых остались только 24, в том числе 14 детей. Среди них один мальчик, житель Грозного, Арслан Паршоев. Он летел вместе с отцом, который во время катастрофы вынес ребенка из горящего салона через пролом в корпусе, но сам погиб, когда вернулся обратно за кем-то из близких…
…При разборе остатков самолета были найдены целыми и невредимыми «черные ящики» крылатой машины. Эти приборы помогли расследованию причин беспрецедентной для Куйбышевской области авиакатастрофы. Через две недели после трагедии правительственная комиссия получила в свои руки весомое доказательство того, что главным и единственным виновником гибели 69-ти человек стал… командир корабля, пилот первого класса Александр Клюев.
Несгораемое записывающее устройство «черного ящика» зафиксировало разговор первого пилота с другими членами экипажа, из которого следовало, что в момент приближения самолета к аэропорту Куйбышев Клюев поспорил с коллегами, что посадит крылатую машину на бетонную полосу «вслепую», по одним только показаниям приборов. Для этого летчик закрыл обзорные окна кабины металлическими шторками, после чего и повел «тушку» к земле. Однако это был как раз тот случай, когда у опытного пилота, что называется, дрогнула рука…
В результате самолет подошел к бетонке под слишком крутым углом наклона и с непомерно большой скоростью. Произведенные впоследствии расчеты показали, что его шасси ударились о взлетно-посадочную полосу с нагрузкой, в полтора раза превышающей их предел прочности, от чего они сразу же сломались. Все дальнейшее читателю уже известно…
От себя могу добавить кое-что. На следующий день, 21 октября, проводилась плановая встреча представителей высшего звена обкома КПСС с журналистами области (полным ходом шла перестройка, затеянная Михаилом Горбачёвым, поэтому партработников, очевидно, и обязали встречаться с нашим братом – представителями СМИ). Помню, день был солнечный, очень тёплый. Первое, о чём шла речь на том заседании – о происшедшей накануне катастрофе в аэропорту Курумоч. И уже тогда, то есть, спустя лишь сутки, главной причиной крушения при приземлении назывался человеческий фактор. И даже конкретно назывался виновник – вздумавший проводить дикий эксперимент в процессе посадки командир корабля.
Тогда нас настойчиво просили не рассказывать никому о происшествии. Естественно, ни о каких публикациях в газетах или сюжетах в теленовостях вообще не шла речь. Через некоторое время о катастрофе вроде бы забыли. Пилот Клюев, как спустя многие годы стало известно, получил шесть лет лишения свободы…
И ещё вот что хочу сказать. Может быть, для некоторых моих коллег это покажется крамолой, однако, согласитесь, я имею право на собственное мнение, а также на то, чтобы его высказывать. А дело вот в чём. Я обеими руками голосую за то, чтобы ни одно происшествие не оставалось неизвестным для общества. В то же время я ещё более категорически против каких-либо соревнований среди журналистов, описывающих всякого рода ЧП. Я против смакования подробностей о расплющенных человеческих туловищах, искромсанных детских телах и демонстрации на экранах валяющихся тут и там фрагментах этих самых тел. Негативной информации нам и без того хватает. Не надо смаковать ужасы, коллеги. Это не делает нам чести, поверьте.
• Обсудить в форуме РИА Самара »