ПАТЕНТНОЕ ДЕЛО (ПАТЕНТНАЯ РАБОТА) КАК СИСТЕМА
Альберт Эйнштейн был изобретателем (1) и в течение семи лет (1902 – 1909гг.) работал экспертом в Бюро духовной собственности Швейцарии. Он глубоко понимал существо патентной работы, по его выражению она «принуждает к многостороннему мышлению» (2).
Эта мысль А.Эйнштейна требует более детального рассмотрения. Во-первых, это необходимо для инженеров (людей собственно техники и технологии), так как некоторые из них недостаточно глубоко понимают существо патентной работы. Во-вторых, это необходимо для специалистов других областей знаний, которые ещё в большей степени, чем инженеры, не знают, не имеют представления о ней, и рассмотрение этого вопроса будет для них крайне полезно. Более того, это будет полезно и для собственно патентной работы (патентного дела), так как эти специалисты могут проявить интерес к ней (к нему) и внести свой существенный вклад в её (его) совершенствование.
Патентная работа (патентное дело) носит комплексный, системный характер. Один и тот же конкретный объект (вещь) в рамках патентной работы (патентного дела) необходимо рассматривать с различных сторон, то есть, если так можно выразиться, прогнать объект (вещь) по всем формам общественного сознания, причём соблюдая определённую последовательность и комплексность (системность) рассмотрения. И это выполняется, как верно было подмечено А.Эйнштейном, в неукоснительном и обязательном порядке. Хочешь этого или нет, если действительно добросовестно относишься к этой работе, то обязан не пренебрегать ни одной из её сторон и охватить объект во всём его многообразии.
В процессе осуществления патентной работы выясняется следующее.
1. Объект рассматривается с точки зрения собственно техники и технологии, так как необходимо понять, что это такое, что это за вещь или вещественный процесс, как что связано и как что работает и функционирует.
2. Объект рассматривается с естественно-научной точки зрения, то есть рассматриваются его связи с такой формой общественного сознания, как наука (естествознание). Устанавливается какие естественно-материальные явления, закономерности, свойства проявляются в объекте техники (вещи) или объекте технологии - материальном процессе – способе. Не противоречит ли этот объект техники или технологии этим явлениям, закономерностям, свойствам, не враньё ли всё то, что изложено в описании технического или технологического решения, то есть является или не является объект техники неким вечным двигателем, и можно ли осуществить на практике предложенное техническое или технологическое решение.
3. Объект рассматривается с точки зрения экономики, то есть рассматриваются связи объекта техники и технологии с такой формой общественного сознания как экономика (экономическая наука, то есть наука о производственных отношениях и их взаимосвязи с производительными силами общества). При этом устанавливается то - на удовлетворение каких потребностей человеческого общества направлено рассматриваемое техническое или технологическое решение. Есть ли, существует ли потребность и необходимость в предлагаемом объекте техники и технологии. Каковы задача, цель предлагаемого объекта техники и технологии, какие экономические условия, потребности вызвали появление этого объекта техники и технологии, и какие экономические последствия будут после воплощения, материализации предлагаемого объекта техники и технологии. Этот аспект патентной работы имеет очень тесные неразрывные связи со следующей стороной.
4. Объект рассматривается в историко-логическом плане (в историко-логическом единстве, в философском аспекте). Во всяком случае, с момента появления патентной системы (и в последующем развитии патентной системы и появления патентной экспертизы), существовала тенденция к этому, которая стихийно, и часто непоследовательно проявлялась. Так как для того, чтобы понять существо объекта техники и технологии необходимо понять и уяснить не только – что это такое (что это за вещь или вещественный процесс), как некое застывшее (мёртвое) бытие (некий застывший и данный срез действительности), но и процесс – как произошло появление, становление этого объекта техники и технологии, именно в смысле бытия и не бытия (ничто), то есть объект (вещь или вещественный процесс) имеется в наличии (то есть - есть), и в то же время его (этого объекта техники и технологии) ещё пока нет. Так как важен не только сам по себе конечный результат, а результат совместно с процессом получения этого результата и именно в их неразрывном историко-логическом единстве.
Здесь важным и необходимым моментом (стороной) патентной работы является установление (фиксирование) того уровня техники и технологии (начального исходного состояния бытия) – знание научно-технической информации и её структуры, именно в вещественном понимании; от которого шёл процесс становления нового (предлагаемого) объекта техники и технологии.
При рассмотрении этой, пожалуй, самой сложной и основной стороны патентной работы, раз уж речь зашла о развитии, и о развитии техники и технологии в частности, присутствует и проявляется такая форма общественного сознания, как философия. Но, к сожалению, в большинстве случаев этот аспект патентной работы проявляется незаметно, незримо, бессознательно и многие люди просто не замечают и не осознают этого, и философия, на которую они опираются в патентной работе, довольно часто является далеко не самой лучшей.
В процессе патентной работы выясняется единство субъективного и объективного моментов в процессе получения (производства) и последующего внесения нового технического и технологического знания в социальную память (3). При этом проявляется связь индивидуального сознания с общественным сознанием, то есть на основе изучения практики патентной работы можно изучить это явление как процесс, разумеется с позиций диалектического материализма, то есть при правильном решении основного вопроса философии, так как основой (исходным, первоначальным) в этом процессе является объект техники и технологии (составная часть, наиболее подвижной, мобильной и быстро меняющейся части производительных сил) – конкретная материальная вещь или вещественный процесс, а не какая-то оторванная абстракция (закостенелое и устоявшееся в сознании понятие).
5. Патентное дело имеет ярко выраженные связи с человеческим языком, в самом широком его понимании. Так как описания объектов техники и технологии составляются на национальных языках в каждой отдельной стране, и необходимо производить всевозможные максимально адекватные переводы, при этом смысл и однозначность понятий, которые отражают объекты техники и технологии (вещи и вещественные процессы) должны сохраняться с максимальной полнотой и в строгом соответствии.
6. Объект рассматривается с правовой точки зрения. Эта сторона патентной работы, о связях объекта техники и технологии с такой формой общественного сознания, как право (правовая наука) (право - как пусть не так мобильно меняющаяся, но всё же развивающаяся система), как правило является весьма заметной для подавляющего большинства людей, достаточно сослаться на то, что во всех странах существует национальное законодательство по этой теме, а также и соответствующее международное законодательство.
Здесь следует однако отметить тот факт, что иногда (довольно часто) считают, что патентная работа – это по большей части исключительно только совокупность неких правовых моментов и аспектов, и что первоосновой всей патентной работы является такое надстроечное явление, как право, что часто ведёт к искажению многообразного и комплексного существа патентной работы. В то время, как первоосновой патентной работы является техника и технология, то есть производительные силы – материальные вещи и процессы, а после этого уже и производственные отношения, то есть экономика и право. И поэтому профессиональный классный патентовед должен быть прежде всего инженером и философом, а затем уже - экономистом и юристом.
7. Объект техники и технологии рассматривается с точки зрения такой формы общественного сознания, как мораль. Законодательства всех стран и международное законодательство на этот счёт содержат соответствующие нормы, которые закрепляют это требование. Кроме того, патентная работа это живое дело, в процессе её осуществления происходят взаимоотношения между отдельными людьми (авторами, патентоведами, экспертами, «реализаторами»-«внедрителями», лицензиатами и др.), и тут моральные аспекты, особенно в условиях нашего сегодняшнего, далёкого до своего разумного совершенства и состояния общества, порой приобретают причудливое и даже драматические очертания. Между нормами права и нормами морали существует неразрывная связь. Однако этот вопрос, особенно в области связанной с патентной работой, недостаточно изучен. Связано это с тем, что теория морали (этика) существенно отстала в этой области, а практика -социологические исследования в этом направлении, в так называемое советское время (в бывшем Союзе ССР), как отмечал Е.И.Киссель (4), проводились недостаточно. Сейчас же, во времена «торжества демократии» и «полностью свободной рыночной экономики» у нас в России, такие исследования вообще не проводятся. Вот уже более 10 лет мы живём в полностью аморальном времени, аморальном, неразумном, лживом и гнилом обществе и государстве. И в ближайшей исторической перспективе все мы, всё наше общество, медленным и неуверенным шагом идём не к великой России, а, увы, к будущим великим потрясениям. Печально всё это, печально, грустно, а местами, пусть это не покажется кому-то аморальным, даже и смешно.
8. Патентное дело имеет связь с математикой, так как в некоторых случаях объект техники и технологии не удаётся описать без неё. Математизация в патентном деле хотя и находится в начальном зачаточном состоянии, но есть тенденция к её возрастанию, и этот процесс в будущем будет прогрессировать. Кроме того, в последнее десятилетие среди перечня объектов интеллектуальной собственности произошли существенные изменения, а именно – появились и выделились как объекты самостоятельной правовой охраны такие математические (алгоритмические) объекты прикладной математики, как программы для ЭВМ и базы данных, а также и топологии интегральных микросхем. Правовая охрана этих новых объектов интеллектуальной собственности стала осуществляться в рамках специальных законодательных актов, впитавших в себя коллективный опыт человеческого сообщества в области становления и развития патентного и авторского права.
9. Патентное дело имеет связи с искусством. И речь здесь не идёт о некоем представлении математиков, естествоиспытателей, инженеров, патентоведов о красоте математических формул, стройности теорий, изяществе устройств, конструкций, способов, или красоте патентных формул и описаний изобретений, хотя и в этом можно усмотреть некоторые моменты сходства с искусством. Неотъемлемой частью патентного дела являются промышленные образцы и товарные знаки, и это без сомнения можно отнести к такой форме общественного сознания как искусство. Кто-то может сказать, что это не так, что промышленные образцы и товарные знаки это вовсе ни какое не искусство, а так себе некие элементы прикладного значения. Но где начинается грань между прикладным искусством и, так сказать, большим и «чистым» искусством? Именно через патентное дело искусство оказывает своё непосредственное и прямое влияние (воздействие) на экономику (торговлю), которое проявляется наиболее отчётливо и явно.
10. Патентное дело имеет связи с внешней политикой, так как существенно влияет на международную торговлю и на международный обмен информацией в области техники и технологии. Что касается внутренней политики, которая является концентрированным выражением экономики того или иного современного общества и государства, то патентное дело как важнейшая составляющая производственных отношений и надстроечная система над такой ключевой областью как непосредственное и прямое развитие производительных сил общества, имеет изначально ключевое, базисное, фундаментально-перспективное, главное и определяющее значение. К сожалению, до понимания этой простой и, казалось бы вполне очевидной для среднестатистического (в том числе даже и для гуманитарного) обывателя (если, конечно же, такой обыватель, как говорится, немного поднапрягся бы и, как говорится, раскинул своими не очень-то умными мозгами) мысли абсолютно никто из сегодняшних российских, так называемых, политиков (которые, кстати, иногда ( и довольно часто ) любят себя называть – «профессиональными политиками») так и не дошёл.
Завершая настоящую краткую статью можно сказать следующее.
Как не странно, но следует отметить, что в литературе, посвященной патентному делу, не содержится хотя бы попытки одновременного перечисления всех вышеупомянутых сторон (5). Не говоря о том, чтобы рассматривать все эти аспекты патентной работы в какой-то, хотя бы приблизительной взаимосвязи, в определённой, так сказать, технологической последовательности, в виде попытки описания патентной работы как системного процесса, с выделением главного начального исходного ядра.
Патентная работа (патентное дело), как часть человеческой деятельности, сохраняя в некотором относительно неизменном состоянии свою структуру, непрерывно развивается за счёт развития своих отдельных аспектов (сторон), которые, находясь в неразрывном единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга. И это теоретическое соображение является важным для практики патентной работы, обеспечивая чёткую, логически обоснованную, её организованность. Это позволяет учитывать без пробелов все вышеотмеченные аспекты в каждом конкретном случае рассмотрения отдельных технических и технологических решений при их создании, выявлении, экспертизе, не пренебрегая отдельными аспектами, правильно выделяя и акцентируя их, и не допуская их произвольного и непоследовательного смешения.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.Я.Френкель, Б.Е.Явелов. Эйнштейн – изобретатель. Изд. «Наука», М.,1981.
2. А.Эйнштейн. Собрание научных трудов. Изд.«Наука», М., 1967, т.4, стр.352.
3. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Диалектика развития научного знания. Под руководством и общей редакцией академика Л.Ф.Ильичёва. Изд. «Наука», М., 1982, стр.59.
4. Е.И.Киссель. Проблемы организации труда исследователей и разработчиков и пути их решения (автореферат диссертации на соискание учёной степени, доктора экономических наук, специальность 090009, Прикладная социология, Институт социологических исследований АН СССР, М., 1982).
5. В.И.Блинников. Вопросы совершенствования Государственной научно-технической экспертизы изобретений. «Изобретательство и патентное дело», реферативный сборник, № 11, 1983, реферат 83.11.24.
Николай Юрьевич Волчанский, изобретатель Союза ССР, патентовед 25 июня 2002 года
( с некоторыми сокращениями эта статья была опубликована во всероссийском журнале «ИНЖЕНЕР» № 3, март 2004 года, стр.7 )
• Обсудить в форуме РИА Самара »