О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПАТЕНТНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Самой главной основой патентной системы и вообще всего инновационного развития является государственная патентная экспертиза технических и технологических решений (изобретений и полезных моделей (малых изобретений) (усовершенствований) ).
Как изобретатель (автор 18-ти изобретений) и патентовед (специалист-профессионал в изобретательско-патентном деле) достаточно длительное время (более 30 лет, начиная с 1973 года) проработавший в инновационном развитии ( на конкретном производстве (начальником техбюро цеха КПО «Завод имени Масленникова» - 8 лет), в системе Академии наук СССР и России (руководителем патентной службы Самарского филиала ФИАН – 20 лет), в инновационном бизнесе (директором «Самарского Агентства Интеллектуальной Собственности» - 5 лет) ( то есть как в условиях советской, так и в условиях сегодняшней российской патентных систем), являющийся автором опубликованных, как теоретических, так и конкретных научно-практических работ (статей) по основополагающим вопросам изобретательско-патентного дела, глубоко и полно знающий и понимающий это дело в его историческом развитии, могу сказать следующее.
Наша сегодняшняя российская государственная патентная экспертиза в её методологической основе неразумна. Она не является правильной и верной, действительно научно обоснованной и объективной. В конечном результате её проведения не гарантируется действительно объективно правильное и верное решение. Она весьма далека до своего вполне достижимого и возможного совершенства. Именно сегодняшняя государственная патентная экспертиза является самым главным, основным и ключевым тормозом инновационного развития, как всей Российской Федерации в целом, так и вообще всех её отдельных субъектов.
Сроки проведения государственной патентной экспертизы заявок на изобретения и выдача патентов растягиваются на десятки месяцев с даты приоритета заявок ( публикация описания заявки осуществляется только через 18 месяцев с даты приоритета, а после публикации описания патента и его выдачи, которые происходят уже после 36 месяцев с даты приоритета заявки, заявитель должен уже уплачивать государственную пошлину за 3-й год использования). Это приводит к тому, что общество весьма несвоевременно (с очень большим отставанием по времени) получает необходимую для практического использования техническую и технологическую информацию (то есть самые ценнейшие и новейшие технические и технологические знания). Всё это весьма существенно снижает темпы технического и технологического прогресса, тормозит развитие производительных сил Российской Федерации, и никак не может соответствовать современным требованиям новой российской инновационной экономики – «экономики знаний».
Этим проблемным вопросам сегодняшней патентной экспертизы, а также тому, какой должна стать и быть будущая новая российская государственная патентная экспертиза технических и технологических решений (изобретений и полезных моделей), была посвящена моя научная работа (статья) «ВЫЯВЛЕНИЕ ОХРАНОСПОСОБНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (К критике научно-технической экспертизы)», опубликованная во всероссийском журнале «ИНЖЕНЕР» в 2004 году ( в полном виде, с прилагаемыми конкретными практическими примерами проведения новой, объективной, научно обоснованной патентной экспертизы изобретений и полезных моделей, эта научная работа была размещена на сайте www.riasamara.ru.).
Эта новая организационная инновация в области совершенствования российской государственной патентной экспертизы позволит:
1) весьма существенно повысить эффективность и быстроту (скорость) производственного процесса в Федеральном Институте Промышленной Собственности;
2) эффективно, научно обоснованным образам чётко организовать работу региональных органов государственной власти ответственных за инновационное развитие, и существенно облегчить работу патентных служб во всех хозяйствующих субъектах (юридических лицах) занимающихся инновационным развитием.
© Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области», 08.04.2008.
• Версия для печати »