О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПАТЕНТНЫХ ПОШЛИНАХ
Существующая система высоких, и, по существу, неподъемных для граждан России государственных патентных пошлин, в сочетании с существующим отчуждением труда изобретателей-предшественников ( о чём было доложено в предыдущем выступлении), препятствует пробуждению и росту изобретательской активности у нас в стране, не даёт жизненно необходимой и полной свободы для изобретательского творчества, которое является первоосновой вообще всей инновационной экономики.
Неразумные и никак экономически научным образом не обоснованные государственные патентные пошлины просто отсекают подавляющее большинство граждан России от участия в инновационном развитии нашей страны. Эти пошлины превращают Конституцию Российской Федерации (Статью 41 Конституции) не в основной Закон прямого действия, а в некую пустую, никчемную и бесполезную декларацию о правах и свободах граждан, которыми граждане России просто объективно не имеют возможности воспользоваться.
Далеко не каждый гражданин России может позволить себе такую роскошь - заниматься изобретательством и тем самым принимать активное деятельное участие в инновационном развитии, участие в новой инновационной экономике своей страны. Поскольку для такого участия он должен и вынужден уплачивать многочисленные патентные пошлины: заявочные пошлины, пошлины за проведение экспертизы, пошлины за выдачу патентов, ежегодные в течение 20 лет пошлины за поддержание действия патентов в силе.
Устанавливая только такой единственно возможный (и никакой иной другой) финансово затратный со стороны российских граждан и полностью безальтернативный механизм уплаты государственных патентных пошлин российское государство, по нашему мнению (то есть мнению всех самарских изобретателей) нарушает принципы свободы и демократии, добра и социальной справедливости, благополучия и процветания изложенные в преамбуле Конституции Российской Федерации.
Создавая изобретение, изобретатель трудится. Более того, можно даже сказать даже так – совершает трудовой подвиг. По Статье 37, часть 3 Конституции Российской Федерации положено (должно быть) «вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».
Ну, и где это самое вознаграждение за изобретательский всеобщий труд, за трудовой подвиг и великие трудовые свершения на уровне мировой новизны, хотя бы в размере минимальной оплаты труда? Не было этого у нас в стране в тоталитарное советское время, нет и сейчас во времена торжества свободы и демократии. В отношении изобретателей у нас в России существует профессиональная дискриминация.
Уплачивая государственные патентные пошлины, изобретатель фактически осуществляет - предоплату за саму возможность трудится на благо государства и всего общества. Изобретатели в рамках сегодняшней российской патентной системы отделены от государства. Изобретения и полезные модели, да и вообще весь технический и технологический прогресс - это субъективное дело самих изобретателей, а не государственное дело. Изобретатели должны отрывать от себя, от своей семьи свои личные (а иногда даже и последние) деньги, чтобы донести до общества и государства, как говорится, свою благую весть о созданных изобретениях и полезных моделях, о своих технических и технологических знаниях. А государство, получая эти технические и технологические знания, оказывается вроде бы как бы и ни причём; и вместо того, чтобы хоть как-то, по минимуму, оплачивать изобретательский труд, ещё взимает государственные патентные пошлины с создателей технических и технологических знаний. Образно выражаясь, обдирает изобретателей как липку, и даже дерёт последнюю лычку, и при этом никак не может понять и удивляется - почему же «липы засыхают»(?), и государственный бюджет не наполняется долгожданным инновационным золотым «липовым мёдом»(?). Вот такая парадоксальная «экономика знаний» сейчас существует у нас в стране. И эта существующая экономика объективно неразумная, неправильная, неверная и несправедливая.
Конечно же, всё это объективно существующее противоречие, связанное с неразумной системой государственных патентных пошлин, является общегосударственной (федеральной) проблемой. Но на нашем самарском региональном уровне всё это может быть успешно разумным образом разрешено в рамках областной целевой программы «Новая региональная самарская инновационная система».
© Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области», 09.04.2008.
• Версия для печати »