Концептуальные положения новой ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Новая региональная самарская инновационная система»
Концептуальные положения новой ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Новая региональная самарская инновационная система», которая является необходимым и важнейшим дополнением к принятой 12 декабря 2007 года № 154-ГД «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ»
Краткое вступительное слово.
Для того чтобы у участников настоящего семинара-совещания сформировалось более правильное понимание о том, какую роль и значение занимает и выполняет изобретательско-патентное дело в инновационной деятельности, я прошу ознакомиться со статьёй «ПАТЕНТНОЕ ДЕЛО (ПАТЕНТНАЯ РАБОТА) КАК СИСТЕМА» на сайте www.riasamara.ru в рубрике «ИЗОБРЕТАТЕЛИ САМАРЫ». А также ознакомиться с довольно интересной информацией содержащейся в реферате И.В.Крылова «Роль патентной системы в японском «экономическом чуде»» в реферативном сборнике «ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО. ПАТЕНТНОЕ ДЕЛО. ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» № 8,
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом.
«ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ», принятая 12 декабря 2007 года, к сожалению, не содержит никаких конкретных положений по вопросам связанным с объектами интеллектуальной собственности. И тем самым эта Программа не опирается на основополагающую Статью 3 Закона Самарской области «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ», в которой чётко и конкретно упоминается об объектах интеллектуальной собственности. Эта Программа является начальным и рамочным документом и потому она требует содержательного дополнения именно в этом отношении.
Начальное возникновение прав интеллектуальной собственности начинается с подачи соответствующим образом оформленной заявки в Роспатент на тот или иной объект интеллектуальной собственности и окончательно устанавливается с момента выдачи соответствующего федерального охранного документа.
С момента создания технического и (или) технологического решения ( а также и других решений, которые могут в принципе в будущем стать объектами интеллектуальной собственности ) до начала возникновения каких-либо прав интеллектуальной собственности существует некоторый временной период, в течение которого могут происходить, и довольно часто на практике происходят, всевозможные организационные, имущественные, личные неимущественные и трудовые отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами). Отношения, которые по существу вообще никак не регулируются нормами как федерального, так регионального ( по вообще всем субъектам Российской Федерации ) законодательства.
Отсутствие регионального как государственного, так и общественного регулирования этих отношений, в сочетании с недостатками (объективно существующими противоречиями) существующей ныне общероссийской государственной патентной системы ( а именно: 1) проблемы государственной патентной экспертизы – неверная (ненаучная) методология, отсутствие объективности, длительные сроки проведения, торможение в предоставлении всему обществу ценной и полезной информации о новейших знаниях в технике и технологии; 2) вообще никак неразрешённая до настоящего времени в законодательствах вообще всех стран мира проблема отчуждения труда изобретателей-предшественников; 3) ничем не обоснованные (вообще никак научно необоснованные) непомерно-высокие государственные патентные пошлины ) (обо всём этом было сказано в моих предыдущих 3-ем, 4-ом и 5-ом сообщениях на настоящем семинаре-совещании) приводит к торможению инновационного развития Самарской области.
Цель и задачи ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Новая региональная самарская инновационная система».
Цель Программы создать такую новую региональную самарскую инновационную систему, которая некоим образом и вообще никак не противоречила бы действующему в Российской Федерации законодательству и существующей ныне общероссийской патентной системе, и в тоже время превратила бы Самарскую область в самое ближайшее время ( в ближайшие два – три года ) в зону наиболее благоприятных условий для инновационного развития, и чтобы Самарская область по инновационному потенциалу, и по практической реализации этого инновационного потенциала, заняла бы не сегодняшнее шестое, а самое первое и устойчиво лидирующее место во всей Российской Федерации.
Задачи Программы состоят в следующем:
1) Установить разумное научно-обоснованное государственное регионально-законодательное и административное регулирование отношений появляющихся с момента создания технических и (или) технологических решений ( а также и других решений, которые могут в принципе в будущем стать объектами интеллектуальной собственности ) до начала возникновения каких-либо прав интеллектуальной собственности, а также установить и общественное регулирование этих отношений, между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые участвуют в инновационной деятельности, и рационально и эффективно на практике организовать эти отношения.
2) Компенсировать организационными мероприятиями вышеупомянутые недостатки (объективно существующие противоречия) существующей ныне общероссийской государственной патентной системы, и тем самым обеспечить для Самарской области благоприятный климат для инновационного развития ( пока кто-то из-за своего недостатка ума и равнодушия к проблемам развития производительных сил Российской Федерации не действует, и даже не собирается действовать, нам надо действовать, и активно действовать(!), и разумно осуществлять своё собственное самарское региональное инновационное развитие ).
Система программных мероприятий и сроки выполнения.
Цель и решение задач Программы достигаются за счёт проведения следующих системных органично взаимосвязанных друг с другом программных мероприятий.
Необходимо будет принять новый Закон Самарской области «О новых технических и технологических решениях предлагаемых к использованию», который предусматривал бы:
- проведение объективной научно-технической экспертизы этих решений;
- устранение отчуждения труда изобретателей-предшественников;
- реальные и конкретные меры по стимулированию труда создателей технических и технологических решений.
Проект такого Закона Самарской области может быть разработан в течение ближайших месяцев, и уже в конце лета, или в начале осени 2008 года ( когда депутаты Самарской области вернутся из своих отпусков ) принят Самарской Губернской Думой.
В системе Правительства Самарской области нужно будет создать региональный государственный орган ( например, министерство или департамент, отдел, бюро, комиссию, комитет и т.д., и т.п., и совершенно не важно, как этот орган будет называться, и при каком сегодняшнем министерстве Правительства Самарской области ( и скорее всего это будет Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ) этот департамент, отдел, бюро, комиссия, комитет и т.д., и т.п., будет существовать), который выполнял бы следующие функции (выполнял бы следующую конкретную практическую работу):
- вёл бы единый учёт поступающих технических и технологических решений предлагаемых к использованию и устанавливал бы дату (время) такой регистрации (дату приоритета), временной последовательности поступления этих технических и технологических решений предлагаемых к использованию;
- осуществлял бы по-новому организованную объективную научно-техническую экспертизу всех этих технических и технологических решений;
- осуществлял бы выдачу свидетельств на технические и (или) технологические решения предлагаемые к использованию, и вел бы единый реестр этих технических и (или) технологических решений;
- своевременно, быстро и оперативно информировал бы всех заинтересованных и участвующих в инновационном развитии хозяйствующих субъектов на территории Самарской области об этих вновь созданных технических и технологических решениях;
- принимал бы участие в выработке решений: а) о необходимости патентования технических и технологических решений в Роспатенте; б) о международном патентовании некоторых технических и технологических решений в других странах мира; в) по сохранению и сбережению «ноу-хау» при оформлении заявок на патентование.
Также необходимо будет создать государственное учреждение «Центр изобретательско-патентных услуг Самарской области» (ГУ ЦИПУ), которое оказывало бы всем физическим и юридическим лицам на территории Самарской области вообще весь комплекс, как бесплатных, так и платных услуг связанных с объектами интеллектуальной собственности.
Механизм реализации Программы.
Государственные законы и программы действительно осуществляются, реализуются и выполняются лишь тогда, когда они получают общественную поддержку.
«ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» принятая 12 декабря 2007 года пока ещё не получила общественной поддержки. И она получит эту поддержку лишь в том случае, если она будет существенно доработана. Важнейшим инфраструктурным элементом в реализации этой Программы должна стать Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области». Которая в сочетании с другими, уже включёнными в эту Программу инфраструктурными подразделениями, а также и с новыми инфраструктурными подразделениями ( новое министерство, или новый департамент, отдел, бюро, комиссия, комитет и т.д., и т.п., а также государственное учреждение «Центр изобретательско-патентных услуг Самарской области» (ГУ ЦИПУ) ), о которых было сказано выше, и которые пока ещё не вошли в состав этой Программы, составят единую, полную и целостную систему необходимых и достаточных элементов инфраструктуры для действительной практической реализации этой Программы. После того, как будет создана эта единая, полная и целостная система инфраструктурных подразделений, и вся эта система начнёт своё практическое функционирование ( наберёт конкретную практику своей деятельности), надо будет составить постоянно действующий ЕДИНЫЙ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ, в котором должно быть чётко и ясно прописано кто и что и когда (в какое время) конкретно делает, и кто и за что несёт персональную ответственность.
Объёмы и источники финансирования.
Объемы финансирования для начала разворачивания и реализации «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ», а также и дополнения к этой Программе в виде новой ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Новая региональная самарская инновационная система» достаточные. Но на наш изобретательский взгляд Правительству Самарской области следовало бы несколько изменить приоритетность, как говорится, произвести переоценку ценностей, и иметь в виду, планировать и прогнозировать ещё большие объемы этого финансирования исходя из соображения – чем больше вложишься в инновационное дело, тем большую отдачу получишь и причём - в ближайшее время.
Главным источником финансирования всей этой нашей самарской обновлённой инновационной Программы должны стать средства федерального бюджета. Поскольку главным тормозом инновационного развития в основном являются не какие-то наши местные самарские недоработки и организационные неувязки ( которые несомненно сейчас есть и этого нельзя отрицать), а именно противоречия и тормоза на федеральном уровне.
После того, как у нас в Самарской области будет принята эта обновлённая инновационная Программа, мы (Самарская область) будем имеем полное право ( в том числе и моральное право), основания, а также и возможность получить дополнительное финансирование и получить по существу беспроцентный долгосрочный по возврату федеральный кредит на проведение ИННОВАЦИОННОГО ЭКСПЕРЕМЕНТА (то есть для практического осуществления всей этой нашей самарской обновлённой Программы инновационного развития).
Система организации контроля за исполнением Программы.
Обновлённая «ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» должна содержать положение о том, что контроль за исполнением Программы осуществляет не только Правительство Самарской области ( в лице Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области), но и Самарская Губернская Дума ( в лице соответствующих комитетов и комиссий), а также и изобретательская общественность ( в лице Региональной общественной организации «Союз изобретателей Самарской области»).
Оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации Программы.
В результате осуществления этой обновлённой Программы в Самарской области будут созданы такие условия, при которых «всё разумное (именно всё, а не какая-то часть из всего разумного по чему бы то ни было субъективному выбору) вновь созданное в технике и технологии будет становиться действительным во благо как вообще всей Самарской области так и каждого из её жителей».
Поскольку для инновационной деятельности Правительством Самарской области будут открыты новые возможности и реальные конкретные стимулы, это приведёт к тому, что пробудится инновационная (изобретательская) активность всего населения Самарской области. Все люди Самарской области не сразу, а постепенно, и в тоже время достаточно быстро ( в течение нескольких месяцев) поймут и осознают, что инновационной деятельностью (то есть изобретательством вообще во всех направлениях и областях) надо заниматься, и что эта инновационная деятельность является полезной во всех отношениях и смыслах, в том числе и в личном экономическо-финансовом смысле. Участие в инновационное развитии станет не только каким-то элитарным делом ( то есть делом только выдающихся высококвалифицированных специалистов, которые у нас в Самарской области несомненно есть), но и действительно всенародным делом, делом всех и каждого, делом вообще всех людей кто по своим знаниям, специальности и профессии в состоянии этим заниматься. Это создаст здоровый творческий климат для инновационного (изобретательского) всеобщего труда, объединит, сплотит и дисциплинирует людей. Вместо сегодняшнего равнодушия, и как говорится, «пофигизма», у людей появится чувство ответственности и заинтересованности как к своему собственному, так и к общему (для всей Самарской области) новому инновационному делу.
Самарская область постепенно превратится в единую, сплочённую (консолидированную) и мощную «КОРПОРАЦИЮ». Будут созданы условия для возникновения всевозможных консорциумов, в рамках которых будут разумно учитываться интересы всех участников инновационного развития. Патентовладельцами различных объектов интеллектуальной собственности в долевом участии будут становиться и являться: авторы-изобретатели; региональные государственные структуры (предприятия и учреждения); бизнес структуры; общественные организации. Самарская область постоянно и неуклонно будет наращивать свой «корпоративный» интеллектуальный капитал, свои интеллектуальные активы и свою интеллектуальную собственность ( о таких понятиях, как «интеллектуальный капитал», «интеллектуальные активы» и «интеллектуальная собственность», а также о взаимосвязи этих понятий, см. например, в книге А.Полторака и П.Лернера «ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ», перевод с английского, Москва, 2004 год (ксерокопии стр.18 – 21 из этой книги прилагаются) ). Самарская область не будет разбазаривать и отдавать, как говорится за просто так, свои интеллектуальные активы и интеллектуальную собственность за свои пределы. Она будет осуществлять разумную, научно обоснованную и выгодную для себя политику лицензионной торговли.
«Новая региональная самарская инновационная система» позволит весьма существенно наполнять интеллектуальный капитал Самарской области не только за счёт своих собственных самарских приведённых в активное состояние интеллектуальных ресурсов, но и за счёт подключения внешних источников. Заявки на получение свидетельств на технические и (или) технологические решения предлагаемые к использованию будут поступать в Самарскую область также и из других регионов Российской Федерации.
Изобретатели народ умный, смекалистый и мобильный, они всё поймут и правильно сориентируются, и будут исходить из следующих соображений: «В Самарской области принято новое умное законодательство, по которому пошлины не берутся (не взимаются), обещается труд изобретателей-предшественников учитывать и не отчуждать и платить за изобретательский труд, проводить объективную и быструю экспертизу. Всё это очень хорошо. Ну, тогда надо заявку на моё вновь созданное изобретение посылать не только в Москву в Роспатент, а также и в Самару. Самара это хороший дополнительный вариант, который ничем мне не навредит, а только поможет моему делу».
Самарская область начнёт получать ценнейшую информацию о технических и технологических решениях сразу, как говорится, из первых рук, без задержки и опоздания, которое сейчас составляет от полутора до двух с половиной (а в некоторых случаях и более того) лет. Заниматься поиском идей ( о чём упоминается в тексте «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» принятой 12 декабря 2007 года ), не нужно, надо просто правильно и верно организовать процесс сбора, фиксирования и учёта инновационной информации, чтобы идеи свободно и сами собой ( объективно-естественным и самопроизвольным образом) оперативно и быстро приходили к нам в Самарскую область.
© Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области», 12.04.2008.
Текст в редакции от 14 августа 2008 года.
• Версия для печати »