Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Самара-Review / Изобретатели Самары

14:19 22 января 2009

К ВОПРОСУ О РАЗУМНОМ, ДОБРОМ, ВЕЧНОМ

КРАТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

     Как говорили древние «всё течёт, всё меняется». И, кстати сказать, достаточно быстро и значительно меняется даже на протяжении жизни одного поколения людей.

     Я не страдаю историческим беспамятством. Родился в 1951 году (годок с нашим министром экономического развития Самарской области Хасаевым Габибуллой Рабадановичем, а также и с нашим сегодняшним Председателем Правительства Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем), так сказать, во времена «тоталитарно-мобилизационной экономики». Я также прекрасно помню то, что и как теоретически и конкретно-практически происходило у нас в стране во времена «социалистической дерективно-планово-кукурузной экономики», и экономики, которая «должна быть экономной» (и которая, кстати таковой не стала ), а также и сегодняшней «либерально-базарно-рыночной экономики», которая у нас почему-то всё никак не может стать «по-настоящему рыночной» (в лучшем понимании итальянского экономического теоретика «совершенной конкуренции» Парето ).

     Все эти (исторические) интеллектуальные поиски и метания многократно сменяемого руководства нашей страны (а также и вообще всех других людей («физиков и лириков») в нашем российском обществе ) в вопросе о том, что же всё-таки является экономикой, и какой она (эта самая экономика ) должна быть, наконец-то методом многократных проб и ошибок привели к тому, что не так уж давно, всего лишь 2 – 3 года назад у нас в стране начались, как мне сейчас кажется, действительно серьёзные и ответственные разговоры о неизбежной необходимости перехода от сегодняшней «сырьевой, предельно-углеводородной экономики» на «инновационный путь развития», на «инновационную экономику», на «экономику знаний». И об этом начали говорить не только 2-ой и 3-й президенты России, но также и другие многочисленные люди в нашем российском обществе.

     Экономика это, конечно же, наука ( правда некоторые достаточно образованные люди, в том числе кандидаты и доктора экономических наук, в наше сегодняшнее сумбурно-смутное время склонны считать экономику неким догматом и атрибутом веры, а не знаний), которая изучает сложнейшую, комплексную, естественно-органичным образом взаимосвязанную (жизненно-практическую) систему производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе. Основной задачей экономики является изучение этой системы и выработка разумных рекомендаций (предложений) для всего общества, которые обеспечивали бы непрерывное, неуклонно-постоянное во времени прогрессивное развитие производительных сил общества ( то есть положительного (со знаком плюс) значения первой производной функции комплексного параметра (индекса) (параметра или индекса, который, кстати, сегодняшней экономической наукой пока ещё не найден и не определён, поскольку учёные экономисты (занимающиеся проблемными вопросами макроэкономики) просто пока ещё должным образом не работали в этом направлении ) характеризующего развитие производительных сил (и прежде всего развитие техники и технологии) во времени). В этом смысле «инновационная экономика», в которой прогрессивное развитие производительных сил является самой главной и изначально ключевой доминантой (приоритетом), становится не каким-то модным приходящим (и со временем уходящим) вульгарно–популистским понятием (очередной идеологической выдумкой-придумкой у нас в стране), а действительно по-настоящему научным понятием (не только, как говорится, всерьёз и надолго, но можно сказать и так, что навсегда ).

      Что же касается прогрессивного развития производительных сил общества, то это, прежде всего, развитие техники и технологии. А развитие техники и технологии это – изобретательство и патентное дело.                           

      Поэтому решение «проблем подготовки молодых специалистов для инновационной сферы» - это конкретное (то есть с практическим выходом и результатами ) изучение этими специалистами такого разумного, доброго и вечного дела каким является изобретательское и патентное дело (то есть, как надо изобретать, как научиться изобретать и как надо правильно и верно фиксировать результаты изобретательского труда в социальной памяти всего общества).

     Немного перефразировав одного умного человека, можно сказать так, что «проблемы подготовки молодых специалистов для инновационной сферы» - это изучение изобретательского и патентного дела настоящим образом.

 

КРАТКО О СЕБЕ

     Я являюсь специалистом-профессионалом изобретательско-патентного дела и работаю в «инновационной сфере» уже более 35 лет (с 1973 года) (изобретатель СССР (автор 18-ти изобретений) и автор опубликованных научных работ в области патентоведения) (см. сайт www.riasamara.ru в рубрике «ИЗОБРЕТАТЕЛИ САМАРЫ»). Поработал на производстве (начальником техбюро цеха основного производства КПО «ЗИМ»), в системе Академии наук СССР и России (20 лет руководителем патентной службы Самарского филиала ФИАН), и в бизнесе (5 лет директором ООО «Самарское Агентство Интеллектуальной Собственности») (образно выражаясь, я являюсь «старослужащим инновационной сферы» и «современным дедушкой изобретательско-патентного дела»).

    С 1973 года по 1975 год я учился в Куйбышевском общественном институте патентоведения, а с 1979 года по 1982 год – в Центральном институте патентоведения Госкомизобретений СССР, после чего постоянно и непрерывно занимался творческим самообразованием в этой своей профессии.

     И вот что я могу и хочу сказать.    

     Изучение изобретательского и патентного дела настоящим образом и подготовка специалистов для инновационной сферы никогда (ни в какие времена) у нас в стране не носила действительно системного, массового, по-настоящему делового и конкретно-практического характера. В самом лучшем случае студентам институтов и университетов (на каких-то последних курсах, на 4-ом или 5-ом году обучения) преподавался (и сейчас преподаётся) в самом обще-теоретическом виде некий краткий необязательно-вспомогательный курс «патентоведения», по которому сдавался (несерьёзный (иногда просто автоматом) зачёт ). В результате чего институты и университеты выпускали (и сейчас продолжают выпускать) специалистов с высшим образованием, которые в большинстве случаев вообще не умеют чётко и конкретно формулировать свои творческие мысли и тем более осуществлять должную правовую охрану создаваемых ими объектов интеллектуальной собственности. Поэтому этим, если так можно выразиться, недоделанным выпускникам в последующем нужно и приходится восполнять недостающие необходимые знания и заниматься своим собственным самообразованием в этой сфере их деятельности, а это довольно часто происходит (если же конечно всё-таки происходит) сложно, трудно, длительно и порой мало продуктивно.

     Кстати, ярчайшим подтверждением этого умозаключения основанного на реальных фактах  является также и сегодняшнее заседание настоящего «круглого стола», на котором мы пытаемся обсуждать «проблемы подготовки молодых специалистов для инновационной сферы».

     Такое положение дел для будущего «инновационного пути развития», для условий будущей «инновационной экономики» является неприемлемым, и его надо исправлять самым серьёзным и кардинально решительным образом.

 

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НАДО РЕШИТЬ

      Итак, вначале надо определиться в следующих вопросах.

1). Чему конкретно надо учить, как надо учить, и сколько по времени надо учить при «подготовке специалистов в области инновационной сферы», и что должны знать и конкретно практически уметь делать после такой подготовки эти специалисты?

2) Кого надо учить, и должна ли носить «подготовка специалистов в области инновационной сферы» массовый характер, или такая подготовка должна носить более узкий (элитарно-индивидуально-менеджерско-штучный ) характер, как это предусматривается «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» (в редакции Закона Самарской области от 21.07.2008 № 93-ГД) (см. Таблицу 1, лист 23 этой Программы)?

3) Какие организационные формы должны оформлять весь этот процесс «подготовки специалистов в области инновационной сферы»?

4) Кто конкретно и персонально должен стать методологами, методистами, учителями и преподавателями во всём этом обучающем процессе «подготовки специалистов в области инновационной сферы»?

5) Где и как конкретно будет осуществляться «подготовка специалистов в области инновационной сферы»?

6) Требует ли или не требует уточнения финансирование, направленное на «подготовку специалистов в области инновационной сферы», которое предусматривается «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» (в редакции Закона Самарской области от 21.07.2008 № 93-ГД) (см.  лист 27 – 28, этой Программы)?

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1). За основу «подготовки специалистов в области инновационной сферы» надо взять комплекс дисциплин (программу) Центрального института патентоведения Госкомизобретений СССР (сейчас Роспатента) (см. Приложение – «Выписка из зачётной ведомости к диплому № 21272 ).

     Для технических и технологических специалистов («технарей») (потенциальных изобретателей) этот комплекс должен быть дополнен программой обучения  методикам изобретательского творчества. Об этом, я так думаю, достаточно обстоятельно расскажут члена Правления Региональной общественной организации «Союз изобретателей Самарской области Председатель Самарского отделения Ассоциации ТРИЗ Шарипов Рашид Хамзович и патентный поверенный Российской Федерации и Евразийский патентный поверенный, изобретатель (автор более 100 изобретений) Максимов Николай Иванович.              

     Комплекс дисциплин (программа) Центрального института патентоведения Госкомизобретений СССР (сейчас Роспатента) должен быть переработан и (как минимум ) дополнен такими дисциплинами, как «Формальная логика», «Экономические теории и развитие производительных сил общества», «Теория государства и права и развитие производительных сил общества», «История техники и технологии (диалектическое развитие технических и технологических систем), и история патентного дела».

     По всем дисциплинам, имеющим не только теоретическое, но и практическое содержание, должны будут проводиться практические занятия, и выполняться конкретные курсовые работы, по патентному поиску (курсовая работа по дисциплине «Патентная информация и документация» ), по оформлению учебных заявок (а также по возможность желательно и реальных заявок ) по всем объектам интеллектуальной собственности (по изобретению или полезной модели, по промышленному образцу, по товарному знаку ) (курсовые работы по дисциплине «Научно-техническая экспертиза» ), по составлению бизнес-плана (курсовая работа по дисциплине «Планирование и финансирование изобретательства» ), по расчёту экономической эффективности и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности (курсовая работа по дисциплине «Инновационная экономика (Экономика изобретательства)»), а в конце обучения выполняться защита дипломной работы.

     Срок обучения «специалистов в области инновационной сферы» должен быть не менее 2-х лет. После такого обучения выпускаемые специалисты должны получать примерно следующую квалификацию - «специалист инновационной сферы», или «специалист инноватор», или «патентовед-экономист-юрист», и должны уметь делать конкретно и практически всё в инновационной сфере (любой вид работ).

2). «Подготовка специалистов в области инновационной сферы» должна стать по возможности массовой, такую подготовку должны проходить по существу вообще все студенты высших (и не только высших) учебных, как технических, так и гуманитарных специальностей (экономисты, юристы, управленцы). Более того, такую подготовку, а лучше сказать – переподготовку должны, по возможности, пройти и те специалисты, которые уже закончили своё обучение в высших учебных заведениях. «Инновационная экономика» - это жизненно-необходимое всенародно-массовое дело, это как всеобщая компьютеризация вообще всего населения Российской Федерации. И кстати сказать, желательно было бы, чтобы и все сотрудники (все чиновники) Правительства Самарской области (сотрудники Министерства экономического развития, Министерства образования и науки, других министерств Самарской области, имеющих отношение к технике и технологии ) получили бы такие знания (какая-либо гордыня всезнайства в данном случае глупа, смешна и неуместна).

3). Что касается организационной формы процесса «подготовки специалистов в области инновационной сферы», то, на мой взгляд, настало такое время, чтобы в рамках «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ», создать Организационный комитет (или организационную комиссию ) при Правительстве Самарской области по организации и созданию не каких-то временных и непостоянных курсов или семинаров, а серьёзного, полномасштабного, постоянно действующего в длительной временной перспективе государственного учебного учреждения (ГУУ) (самарского инновационного университета, института, академии ).      

4). Этот Организационный комитет ( или организационная комиссия) решит и следующий вопрос о том, кто конкретно и персонально станет методологами, методистами, учителями и преподавателями (найдёт и соберёт в единый интеллектуальный кулак лучшие умы Самарской области), создаст и сплотит педагогический коллектив этого будущего государственного учебного заведения (самарского инновационного университета, института, академии ), которое будет осуществлять самую серьёзную и высококачественную (по максимуму) «подготовку специалистов в области инновационной сферы» вообще во всей Российской Федерации.

    Этот Организационный комитет ( или организационная комиссия) также решит и вопросы о том, где и как конкретно будет осуществляться «подготовка специалистов в области инновационной сферы», и требует ли или не требует уточнения финансирование, направленное на «подготовку специалистов в области инновационной сферы», которое предусматривается «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» (в редакции Закона Самарской области от 21.07.2008 № 93-ГД) (см.  лист 27 – 28, этой Программы ).

     А также решит и все другие вопросы (которые не были мной сформулированы в этом моём выступлении ), которые могут возникнуть в будущем по ходу осуществления всего этого конкретного практического дела.

    Время для создания самарской научной инновационной школы настало.

 

© Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области», 20.11.2008.


Версия для печати »

[an error occurred while processing this directive]

Лента Самара - REVIEW

15:34 «Полит.ру» объявляет конкурс на лучший вопрос и рецензию к книге Александра Долгина

12:03 Skoda Superb – практически уникальное предложение в классе

18:17 "Постиндустриальные технологии" это ненаучный термин

16:17 Ну и как КОНКРЕТНО мы будем ковать своё счастье?

01:11 Тока нет, но зато какое высокое напряжение

01:00 И вам, если не всё, то многое станет вполне ясным и понятным

17:26 О самом важнейшем, первоочередном и первостепенном общественном ДЕЛЕ

21:18 Как и когда Россия пойдёт вперёд

17:09 За самарскими изобретателями БУДУЩЕЕ

12:01 Если у вас есть желание, то вы сможете разобраться

15:50 Перемены будут

00:19 Так всё-таки что же следует понимать под таким понятием как «внедрение», которого нет в ГК РФ?

11:05 Вперёд за Родину, вперёд за российских изобретателей!

23:47 Мы продолжаем находиться в состоянии катастрофы, и застряли в точке бифуркации

10:29 О деньгах, необходимых для возрождения российского изобретательства, и не только

10:22 Сейчас у российских изобретателей жизнь горькая, как полынь и колкая, как ковыль

13:37 Блуждая среди «двух сосен», «карлик» должен помнить и не забывать «гигантов»

22:06 Ну и с чего конкретно начнём?

22:01 Уровень патентной культуры у нас в России крайне низок

00:13 Щука нужна, чтобы карась не дремал

00:09 Добрые пожелания Сергея Михайловича Обижаева

00:02 «В России нет ничего невозможного»

01:20 «Кличут трубы молодого казака в Красной Армии ИМПЕРИИ служить»

00:43 Обижаев Сергей Михайлович поддерживает Максима Бочарова из Москвы

14:31 Для подавляющего большинства российских изобретателей отечество – это всё-таки не деньги, а именно Родина-Россия

22:56 Ну и с чего же начинать выполнение «программы-минимум»?

16:59 России нужна РАЗУМНАЯ экономика, в которой свободно и беспрепятственно развиваются производительные силы

16:12 «Не лукавьте, не лукавьте! Ваша песня не нова…»

20:19 Ну и кто, «ответит за базар»?

10:07 «Ждут дороги меня и тревоги новые»

14:33 Перечень интересов большинства изобретателей сформулирован и зафиксирован

22:39 О «шорохе орехов»

22:34 «Ёжик в тумане» предусмотрел равенство в правах (паритетность) всех патентов

17:33 О «КОМАНДЕ без которой нам не жить»

09:54 «Его величество РЫНОК» далеко не всегда разумен

21:05 Сергей Михайлович Обижаев ничего на ходу не придумывал, а просто дал правильные и верные комментарии

21:01 Будет ли способствовать создание Союза изобретателей РФ тому, чтобы у нас стране наконец-то реально и конкретно появился рынок объектов интеллектуальной собственности?

23:05 Учитесь у людей, изучайте конкретную практику изобретательско-патентного дела

16:29 Уважение российского общества и государства к своим изобретателям должно материализоваться в нормах будущего российского законодательства по налогообложению

10:07 До Первого Учредительного съезда Союза изобретателей РФ - «дистанция огромного размера»

10:00 О механизме выделения средств авторам аналогов

00:34 Кому и какие изобретения нужны в постиндустриальном обществе

13:02 Большой огонь не угаснет, и всем станет теплее

10:47 Кто не понимает диалектики, в конечном итоге всегда проигрывает

21:52 Ну и кто же у нас в стране имеет понятия «о рынке сбыта» инновационных продуктов?

«РиаСамара» © Самара
При полном или частичном использовании текстовых материалов, фотографий и иной информации гиперссылка на www.riasamara.ru обязательна.16+




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия