Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Самара-Review / Изобретатели Самары

14:25 22 января 2009

К ОБСУЖДЕНИЮ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008–2015 ГОДЫ»

К ОБСУЖДЕНИЮ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ»

 

КРАТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

     Соображения по «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» (далее по тексту – Программе) мы предоставляем в виде следующих разделов:

1. Дополнения, которые вообще никак не противоречат этой Программе.

2. Исключения (аннулирования ) некоторых слов и фраз из текста Программы, которые не нанесут никакого ущерба смыслу и содержанию этого нормативного документа, а только улучшат его качество; изменения (замена ) некоторых слов и фраз, используемых в тексте Программы, на другие слова и фразы; и рекомендации разработчикам и составителям Программы о необходимости разъяснения и уточнения некоторых используемых ими понятий.

3. Вопросы по теме Программы.

 

     1. Дополнения в текст «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» (в редакции Закона Самарской области от 21.07.2008 № 93-ГД).

 

1). Лист 2 Программы, абзац «ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ», в самом конце абзаца (через запятую ) дополнить следующими словами: «другие государственные, некоммерческие и общественные организации, деятельность которых связана с инновациями, которые уже сейчас существуют - Самарская областная организация «Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов» и Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области», а также и те, которые будут созданы в будущем по ходу выполнения Программы, и которые войдут и будут включены в новую эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру».

 

2). Лист 2 Программы, абзац «СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ» и Лист 4, раздел 2 «Цель, задачи и сроки реализации Программы» дополнить следующими словами: «Программа является рамочным документом, её текст может корректироваться, уточняться и дополняться в течение срока реализации Программы».

 

3) Лист 3 Программы, абзац «ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ», и Лист 23, раздел 7 «Ожидаемые результаты реализации Программы», абзац 1, фразу: «создать в Самарской области эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую формирование «цепочки» потребителей результатов инновационной деятельности на каждом её этапе: идея – опытный образец (технология) – инвестиционный проект – внедрение» изложить в следующем дополненном виде:

     «создать в Самарской области эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру (региональную инновационную систему), обеспечивающую формирование и практическое функционирование «цепочки» создания (интеллектуального производства) инноваций и потребления результатов инновационной деятельности на каждом её этапе: техническое (технологическое) решение – опытный образец (технология) – инвестиционный проект – практическое использование (внедрение)».

 

4) Лист 3 Программы, абзац «СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ», последняя часть этого абзаца и Лист 22, раздел 6 «Система организации контроля за исполнением Программы» изложить в следующей дополненной редакции: «текущий контроль за ходом реализации Программы совместно осуществляют – головной исполнитель – министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; Самарская Губернская дума - соответствующие комитеты и комиссии Самарской Губернской думы и общественные инновационные организации, которые входят и включены в региональную инновационную инфраструктуру - Самарская областная организация «Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов» и Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области»».

 

5). Лист 3, 4 и 5 Программы, раздел 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом» дополнить следующими абзацами:

     «Начальное возникновение прав интеллектуальной собственности начинается с подачи соответствующим образом оформленной заявки в Роспатент на тот или иной объект интеллектуальной собственности и окончательно устанавливается с момента выдачи  соответствующего федерального охранного документа.

     С момента создания технического и (или) технологического решения ( а также и других решений, которые могут в будущем стать объектами интеллектуальной собственности ) до начала возникновения каких-либо прав интеллектуальной собственности существует некоторый временной период, в течение которого могут происходить, и довольно часто на практике происходят, всевозможные организационные, имущественные, личные неимущественные и трудовые отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами). Отношения, которые по существу вообще никак не регулируются нормами как федерального, так регионального ( по вообще всем субъектам Российской Федерации ) законодательства.

     Отсутствие регионального как государственного, так и общественного регулирования этих отношений, в сочетании с недостатками (объективно существующими противоречиями) существующей ныне общероссийской государственной патентной системы ( а именно: 1) проблемы государственной патентной экспертизы – неверная (ненаучная) методология, отсутствие объективности, длительные сроки проведения, торможение в предоставлении всему обществу ценной и полезной информации о новейших знаниях в технике и технологии; 2) вообще никак неразрешённая до настоящего времени в законодательствах вообще всех стран мира проблема отчуждения труда изобретателей-предшественников; 3) ничем не обоснованные (вообще никак научно необоснованные) непомерно-высокие государственные патентные пошлины ) приводит к торможению инновационного развития Самарской области».

 

6). Лист 3 и 5 Программы, раздел 2 «Цель, задачи и сроки реализации Программы» дополнить следующими абзацами:

     «Цель Программы создать такую новую региональную самарскую инновационную систему, которая некоим образом и вообще никак не противоречила бы действующему в Российской Федерации законодательству и существующей ныне общероссийской патентной системе, и в тоже время превратила бы Самарскую область в самое ближайшее время (в  ближайшие два – три года) в зону наиболее благоприятных условий для инновационного развития, и чтобы Самарская область по инновационному потенциалу, и по практической реализации этого инновационного потенциала, заняла бы не сегодняшнее шестое-восьмое, а самое первое и устойчиво лидирующее место во всей Российской Федерации.

     Задачи Программы состоят в следующем:

1. Установить разумное научно-обоснованное государственное регионально-законодательное и административное регулирование отношений появляющихся с момента создания технических и (или) технологических решений (а также и других решений, которые могут в будущем стать объектами интеллектуальной собственности ) до начала возникновения каких-либо прав интеллектуальной собственности, а также установить и общественное регулирование этих отношений, между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые участвуют в инновационной деятельности, и рационально и эффективно на практике организовать эти отношения.

2. Компенсировать организационными мероприятиями вышеупомянутые недостатки (объективно существующие противоречия) существующей ныне общероссийской государственной патентной системы, и тем самым обеспечить для Самарской области благоприятный климат для инновационного развития.».

 

7) Лист 7 Программы, раздел 3 «Система программных мероприятий», подраздел 3.1. «Развитие системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности», сразу после текста относящегося к ГУ «АИР» дополнить новым подпунктом 3.1.1. со следующими абзацами:

«3.1.1. Организация многопрофильной и полнофункциональной изобретательско-патентной работы, общей и единой на всю территорию Самарской области

 

     Организация изобретательско-патентной работы, то есть работы изобретательско-патентных подразделений сопровождающих, поддерживающих, оказывающих помощь, в определённой степени стимулирующих и дисциплинирующих, вносящих организованность, ответственность, правильный и верный порядок в инновационную деятельность, никогда, то есть во все предыдущие прошедшие времена не только у нас в области, но и вообще во всей нашей стране (в России, затем в СССР, и сейчас в сегодняшней России ) не строилась на территориальном принципе, то есть по городам, областям-губерниям, республикам, краям, округам. А строилась только по отраслевому принципу, то есть по отдельным предприятиям, организациям, учреждениям, отраслевым министерствам.

     Настоящая Программа предусматривает переход на территориальный принцип организации многопрофильной и полнофункциональной изобретательско-патентной работы, общей и единой на всю территорию Самарской области, за счёт создания таких новых (вновь создаваемых) технологически-основных (необходимых для успешного, устойчиво-стабильного функционирования системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности ) элементов, работающих в едино-неразрывной производственно-технологической связке, как Государственное учреждение регистрации и научно-технической экспертизы инноваций Самарской области (далее по тексту ГУ РНТЭИ) и Центр изобретательско-патентных услуг Самарской области (далее по тексту ЦИПУ). При этом, конечно же, отраслевой принцип организации изобретательско-патентной работы не отвергается и сохраняется в тех хозяйствующих субъектах, где эта работа уже организована, поставлена и как-то проводится.

      Организационно-технологическая система ЦИПУ и ГУ РНТЭИ оказывает всесторонне-полные, высококачественные (необходимые и достаточные) изобретательско-патентные услуги вообще всем хозяйствующим субъектам, всем  самарским областным как физическим, так и юридическим лицам, и полностью удовлетворяет все потребности в этой исходно-первоначально-ключевой части их инновационной деятельности. А также своим функционированием позволяет руководству Самарской области оперативно, своевременно и в конкретно-предметном виде быть проинформированным по существу вообще обо всём - что происходит в инновационной деятельности у нас в области на всех этапах по существу вообще всех инновационных процессов. В том числе, что является наиболее принципиально важным, именно на самых ранних и изначальных этапах, когда только ещё происходит зарождение и возникновение наиболее ценных, перспективных, важнейших и значимых для Самарской области инноваций. И тем самым способствует непосредственно-конкретному участию руководства Самарской области в правильном и верном, действительно научно обоснованном, эффективном и продуктивном управлении и руководстве всем комплексом инновационных процессов на качественно-новом уровне, то есть не только за счёт проведения конкурсов, которые предусматриваются настоящей Программой, но также и наиболее полным и всеобъемлющим образом.

 

ГУ РНТЭИ

     Осуществляет единый и насколько это возможно полный мониторинг всей инновационной деятельности в Самарской области. Обеспечивает формирование не какой-то отрывочно-раздробленной и частично-контурной (как сейчас, основанной на каких-то конкурсах ), а возможно - максимально наиболее полной, конкретной, чёткой и ясной информационной картины на всех стадиях инновационных процессов для всех его участников. В том числе и прежде всего для такого ответственного, координирующего и курирующего весь в целом комплекс инновационных процессов по всей нашей области участника, как государство в лице Губернатора и Правительства Самарской области. Является одним из самых главных и основных рабочих инструментов (механизмов) для непосредственного участия в конкретном управлении всей инновационной деятельностью в Самарской области.

     ГУ РНТЭИ выполняет следующие функции (выполняет следующую конкретную практическую работу):

- ведёт единый учёт (регистрацию) поступающих инноваций - технических решений предлагаемых к использованию, и устанавливает дату (время) такой регистрации (дату приоритета), временной последовательности поступления этих технических решений предлагаемых к использованию;

 - осуществляет объективную научно-техническую экспертизу всех этих технических решений;

 - производит выдачу соответствующих региональных документов (удостоверений-свидетельств) на эти технические решения (по типу удостоверений на рационализаторские предложения, выдача которых предусматривается пунктом 75 «Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях», утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1973 года № 584, пункта который, кстати, не отменен и является ныне действующей правовой нормой российского законодательства );

 - ведёт единый реестр технических решений предлагаемых к использованию;

 - своевременно, быстро и оперативно информирует всех заинтересованных и участвующих в инновационном развитии хозяйствующих субъектов на территории Самарской области о вновь созданных технических решениях;

- принимает участие в выработке рекомендаций и решений:

      а) о необходимости патентования технических решений в Российской Федерации;

      б) о международном патентовании некоторых технических решений в других странах мира;

      в) о сохранении и сбережении «ноу-хау» при оформлении заявок на патентование;

      г) о концентрации усилий (концентрации сил и средств ) для практической реализации некоторых наиболее целесообразных, значимых и экономически эффективных для Самарской области технических решений и разработке конкретных целевых программ по этим техническими решениями, чтобы не упускать, не терять и не утрачивать экономических, а также и других преимуществ, которые возникают при организации на основе этих технических решений новых производств (а также и в обновлении и модернизации традиционных производств) на территории Самарской области;

- осуществляет всестороннее, последовательное и постоянно-непрерывное взаимодействие со всеми федеральными государственными структурами ответственными за инновационное развитие, а также взаимодействие и с аналогичными региональными государственными структурами других субъектов Российской Федерации для эффективного и быстрого решения проблем инновационного развития Самарской области ( в будущем ГУ РНТЭИ должно стать  действительно полноценной опорной организацией Роспатента на всей территории Самарской области ).

     ГУ РНТЭИ создается в форме соответствующего департамента Правительства Самарской области (департамента министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области) или государственного учреждения Самарской области.

 

ЦИПУ

     Оказывает всем физическим и юридическим лицам на территории Самарской области весь комплекс необходимых и достаточных, как бесплатных, так и платных услуг:

- связанных с оформлением документов на технические решения, предлагаемые к использованию;

- связанных с заявочной работой по объектам интеллектуальной собственности и последующим делопроизводством по оформлению прав на эти объекты на территории Российской Федерации, а в необходимых случаях и в других странах мира;

- по проведению всевозможных патентных исследований, в том числе и исследований объектов техники на патентную чистоту;

- связанных с документальным оформлением лицензионных договоров на объекты интеллектуальной собственности и последующей государственной регистрацией этих договоров в Роспатенте предусмотренной законодательством Российской Федерации.

     ЦИПУ создается в форме государственного учреждения Самарской области или в форме некоммерческого партнёрства.

 

     Решение о создании ГУ РНТЭИ и ЦИПУ и о формах их создания принимают Губернатор и Правительство Самарской области.        

     Для работы в ГУ РНТЭИ и ЦИПУ  привлекаются по конкурсу лучшие специалисты-профессионалы изобретательско-патентного дела, имеющиеся в Самарской области.».

 

8) Лист 17 Программы, раздел 3 «Система программных мероприятий», подраздел 3.4. «Развитие среды генерации знаний», с самого начала этого подраздела дополнить следующими новыми абзацами:

     «В современных условиях перехода на инновационную экономику генерация новых знаний должна стать всенародным делом. Делом если не всех, то подавляющего большинства людей. Генерация новых инновационных знаний просто невозможна без правильно и верно, по-современному поставленной информационной работы. Все участвующие в генерации новых знаний, а также так или иначе сопричастные к инновационной деятельности люди должны быть самым доступным образом обеспечены всей возможной необходимой и достаточной информацией.

     Настоящая Программа предусматривает создание Государственного учреждения единого коллективного центра пользования научной, технической и технологической  информацией – Государственное учреждение инновационной информации (далее по тексту ГУ ИИ).

     ГУ ИИ создается в форме государственного учреждения Самарской области на базе отдела научно-технической и патентной информации Самарской областной библиотеки, и технически и технологически переоснащается.

     ГУ ИИ осуществляет сбор, объединение и комплектацию единого максимально-возможно-полного инновационно-информационный фонда научной, технической, технологической документации на всех имеющихся материальных носителях, по всем в настоящее время существующим разрозненным и разобщенным центрам информации в Самарской области. ГУ ИИ осуществляет работу по восстановлению утраченного в 90-х годах в Самарской области фонда описаний изобретений СССР «Для служебного пользования» («Не подлежащих открытой публикации») (более миллиона документов патентной информации). ГУ ИИ устанавливает и налаживает деловое взаимодействие с Всероссийской патентно-технической библиотекой Роспатента (ВПТБ), с другими всероссийскими и региональными научно-техническими библиотеками и информационными центрами.».

 

9) Лист 15 Программы, раздел 3 «Система программных мероприятий», подраздел 3.3. «Подготовка специалистов в сфере инновационной деятельности», сразу после абзаца 3, дополнить следующими новыми абзацами:

     «Для этого создаётся государственное учебное учреждение «Самарский государственный инновационный университет» (далее по тексту ГУУ «СГИУ»)

     Подготовка и переподготовка специалистов (студентов и ординаторов) в области инновационной сферы основывается на отечественном и мировом прогрессивно-передовом опыте обучения инновационному делу. Основной базой обучения является расширенный переработанный комплекс дисциплин (программы) Центрального института патентоведения (ЦИПК) Госкомизобретений СССР (сейчас РГИИС Роспатента). Которая дополняется изучением таких предметов, как «Формальная логика», «Экономические теории и развитие производительных сил общества», «Теория государства и права и развитие производительных сил общества», «История техники и технологии (диалектическое развитие технических и технологических систем), и история патентного дела».  

     В ГУУ «СГИУ» создаются соответствующие кафедры, к руководству и работе которых на конкурсной основе по тематике (предметам) этих кафедр привлекаются самые лучшие ведущие специалисты Самарской области.

     По всем дисциплинам, имеющим не только теоретическое, но и практическое содержание, в ГУУ «СГИУ» проводятся практические занятия, и выполняются конкретные курсовые работы: по патентному поиску и патентным исследованиям (курсовая работа по дисциплине «Патентная информация и документация» ); по оформлению учебных заявок (а также по возможность желательно и реальных заявок) по всем объектам интеллектуальной собственности (по изобретению (желательно с многозвенной формулой изобретения, много-объектному или много-вариантному изобретению ) или полезной модели, по промышленному образцу, по товарному знаку, по программному продукту (программы для ЭВМ и базы данных) ) (курсовые работы по дисциплине «Научно-техническая экспертиза»); по составлению конкретно-практического бизнес-плана (курсовая работа по дисциплине «Планирование (прогнозирование) и финансирование изобретательства»); по расчёту экономической эффективности и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности (курсовая работа по дисциплине «Инновационная экономика (Экономика изобретательства)»). В конце обучения студентами и ординаторами выполняется защита дипломной работы.

     Для технических и технологических специалистов («технарей») (потенциальных изобретателей) этот комплекс дополняется программой обучения методикам изобретательского творчества с выполнением соответствующих практических курсовых работ.

     Срок обучения специалистов в области инновационной сферы должен быть не менее 2-х лет, для технических и технологических специалистов («технарей») (потенциальных изобретателей) не менее 2500 часов, для гуманитариев (экономистов, юристов, управленцев-менеджеров) не менее 2000 часов. После такого обучения выпускаемые специалисты должны получать квалификацию по государственному диплому - «специалист инновационной сферы» - «специалист патентовед-экономист-юрист», и должны уметь делать конкретно и практически всё в инновационной сфере (любой вид  конкретных работ).

     ГУУ «СГИУ» является не только государственным учебным учреждением, но и научным центром. ГУУ «СГИУ» непосредственно взаимодействует с технологически-основными элементами инновационной системы ГУ РНТЭИ и ЦИПУ, с ГУ «АИР», с ИИФ, с ГУ ИИ, с НП «РЦИТТ». Накапливает и обобщает конкретный практический производственно-технологический, деловой и экономический (в том числе и коммерческий ) опыт всех этих инфраструктурных элементов системы обеспечивающей инновационную деятельность в Самарской области, опыт других прогрессивно-передовых отечественных и мировых центров инновационной деятельности. На этой базе формируется самарская научная школа инновационной деятельности, подготавливаются аспиранты, создается учёный (научный) совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по тематике связанной с инновационной деятельностью.».

 

10). Лист 18 Программы, раздел 4 «Механизм реализации Программы», сразу после 16-ой строки снизу « - создание элементов инновационной инфраструктуры;», дополнить следующими строками:

     « - проведение объективной научно-технической экспертизы технических и технологических решений предлагаемых к использованию;

     - устранение отчуждения труда изобретателей-предшественников;

     - реальные и конкретные меры по стимулированию труда создателей технических и технологических решений;».

 

11). Лист 23 и 24 Программы, раздел 7 «Ожидаемые результаты реализации Программы» дополнить следующими абзацами:

     «В результате осуществления Программы в Самарской области будут созданы условия, при которых всё разумное (именно всё, а не какая-то часть из всего разумного по чему бы то ни было субъективному выбору) вновь созданное в технике и технологии будет становиться действительным во благо как вообще всей Самарской области так и каждого из её жителей.

     Поскольку для инновационной деятельности Правительством Самарской области будут открыты новые возможности и реальные конкретные стимулы, то это должно привести к тому, что должна пробудится инновационная (изобретательская) активность всего населения Самарской области. Все люди Самарской области не сразу, а постепенно, и в тоже время достаточно быстро ( в течение нескольких месяцев) должны будут понять и осознать, что инновационной деятельностью (то есть изобретательством вообще во всех направлениях и областях) надо заниматься, и что эта инновационная деятельность является полезной во всех отношениях и смыслах, в том числе и в личном экономическо-финансовом смысле. Участие в инновационной деятельности должно будет стать не только каким-то элитарным делом (то есть делом только выдающихся высококвалифицированных специалистов, которые у нас в Самарской области несомненно есть), но и действительно всенародным делом, делом всех и каждого, делом вообще всех людей кто по своим знаниям, специальности и профессии, роду своей деятельности в состоянии этим заниматься. Это должно создать здоровый творческий климат для инновационного (изобретательского) всеобщего труда, объединить, сплотить и дисциплинировать людей. Вместо сегодняшнего равнодушия и безразличия у людей должно появится (пробудиться)­ чувство ответственности и заинтересованности как к своему собственному, так и к общему (для всей Самарской области ) новому инновационному делу.

     Самарская область постепенно должна превратиться в единую, сплочённую (консолидированную) и мощную «КОРПОРАЦИЮ». Будут созданы условия для возникновения всевозможных консорциумов, в рамках которых будут разумно учитываться интересы всех участников инновационного развития. Патентовладельцами различных объектов интеллектуальной собственности в долевом участии будут становиться и являться: авторы-изобретатели; региональные государственные структуры (предприятия и учреждения); бизнес структуры; общественные организации. Самарская область постоянно и неуклонно будет наращивать свой «корпоративный» интеллектуальный капитал, свои интеллектуальные активы и свою интеллектуальную собственность (о таких понятиях, как «интеллектуальный капитал», «интеллектуальные активы» и «интеллектуальная собственность», а также о взаимосвязи этих понятий, см. например, в книге А.Полторака и П.Лернера «ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ», перевод с английского, Москва, 2004 год ). Самарская область не будет разбазаривать и отдавать, как говорится за просто так, свои интеллектуальные активы и интеллектуальную собственность за свои пределы. Она будет осуществлять разумную, научно обоснованную и выгодную для себя политику лицензионной торговли. 

     Новая региональная самарская инновационная система должна позволить весьма существенно наполнять интеллектуальный капитал Самарской области не только за счёт своих собственных самарских приведённых в активное состояние интеллектуальных ресурсов, но и за счёт подключения внешних источников. Самарская область будет получать ценнейшую информацию о технических и технологических решениях от изобретателей из других регионов, как говорится, из первых рук сразу без задержки и опоздания, которое сейчас составляет от полутора до двух с половиной (а в некоторых случаях и более того) лет. Заниматься каким-то поиском идей будет не нужно, поскольку будет правильно и верно организован процесс сбора, фиксирования и учёта всей нужной для Самарской области инновационной информации, идеи (технические и технологические решения)  свободно и сами собой (объективно-естественным и самопроизвольным образом ) оперативно и быстро будут приходить в Самарскую область.».

 

12). Лист 23 и 24 Программы, раздел 7 «Ожидаемые результаты реализации Программы», Таблица №1 «Основные индикаторы реализации мероприятий Программы в 2008 – 2015 годах» дополнить седеющими четкими, ясными и конкретными пунктами (параметрами):

« - прямой непосредственный доход в бюджет Самарской области от инновационной деятельности в размере ________ рублей;

     - дополнительный косвенный доход Самарской области от налогов, поступающих в бюджет Самарской области от инновационной деятельности (от получаемой прибыли) самарского бизнеса в размере ________ рублей;

     - доход от лицензионной торговли самарскими объектами интеллектуальной собственности в другие регионы России и в другие страны мира в размере _______ рублей.».

       Конкретные планируемые (прогнозируемые) расчётные цифры по этим пунктам (параметрам) должны определить основные разработчики Программы.  

 

     2. Исключения (аннулирования) некоторых слов и фраз из текста Программы, изменения (замена) некоторых слов и фраз в тексте  Программы, и рекомендации разработчикам и составителям «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008–2015 ГОДЫ» (в редакции Закона Самарской области от 21.07.2008 № 93-ГД).

 

1). Лист 2 Программы, абзац «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ», и Лист 5, раздел 2 «Цель, задачи и сроки реализации Программы», фразу: «переход области на инновационный путь развития экономики» перенести вперёд всего остального и сделать самой изначально главной, а не последней, как сейчас это сформулировано в тексте цели Программы.

      Что же касается задач Программы, то сформулированные подпункты можно было бы последовательно попарно соединить в более крупные блоки текста.

      Такое понятие как, «институциональных условий», на наш взгляд, требует разъяснения – что конкретно разработчики и составители Программы при этом имели в виду не совсем ясно, и какой конкретный смысл и содержание они вкладывали в это понятие.

 

2). Лист 4 Программы, раздел 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом», 2-ой абзац сверху: «За период с 2000 по 2006 год значительно увеличился объём отгруженных инновационных товаров, выполненных  работ и услуг инновационно-активными организациями – область занимает первое место в Приволжском федеральном округе по выпуску инновационной продукции. В 2006 году крупными и средними промышленными предприятиями отгружено инновационной продукции на 109,2 млрд. рублей», а также и последующий 3-й абзац сверху, чем-то напоминают торжественные рапорты-реляции к очередному съезду Коммунистической Партии Советского Союза (КПСС) в годы застоя. О том, что всё у нас находится под полным контролем, развивается нормально, идёт хорошо и даже просто великолепно, замечательно и прекрасно.

     Эти оправдательно-успокоительно-раслабляюще-убаюкивающие абзацы могут быть исключены из текста Программы без какого-либо ущерба для её смысла и содержания. Что же касается «значительного увеличения объёма отгруженных инновационных товаров», то в это верится с трудом, поскольку это утверждение входит в явное противоречие с констатацией проблемы «роста технологической отсталости основных отраслей экономики региона», о которой упоминается несколько ниже на этом же листе 4 текста Программы, в конце 3-его абзаца снизу. Интересно было бы также убедиться и в объективной правильности численного расчёта - как конкретно подсчитывались эти самые «109,2 млрд. рублей отгруженной в 2006 году инновационной продукции»(?). Убедиться в том, что эта конкретная «отгруженная продукция» - действительно является инновационной продукцией в полном соответствии со Статьёй 3 Закона Самарской области «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» от 25 октября 2005 года. И узнать номера патентов на все объекты интеллектуальной собственности, которые были использованы в этой «отгруженной инновационной продукции».

 

3). Лист 4 Программы, раздел 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом», 24-ая строка снизу, и Лист 5, 11-ая и 12-ая строки сверху, использованы такие понятия, как «фундаментальные исследования» и «прикладные исследования». Эти понятия нужно заменить на просто «научные исследования». Поскольку, во-первых, деление научных исследований на фундаментальные и прикладные, деление науки на фундаментальную и прикладную - довольно условно ( вопрос о граничных условиях в данном случае это не научный вопрос, а по большей части вопрос чисто риторическо-схоластический ); во-вторых, если даже и принять такое деление науки и научных исследований, то никакой фундаментальной науки сейчас в Самарской области просто нет (нет её даже в самарской весьма малочисленной академической науке – в Самарском филиале Физического института имени Петра Николаевича Лебедева Российской Академии наук, не говоря уже о каких-то других научных центрах Самарской области ), поэтому лучше быть поскромнее и как-то пока умерить свои регионально-самарские амбиции в отношении грандиозных свершений фундаментальной науки; в-третьих, далеко не всегда фундаментальная наука опережает прикладную науку, довольно часто бывает как раз наоборот, когда прикладная наука идёт впереди по времени, ярчайший пример этого – теплотехники Томас Ньюкомен, Джеймс Уатт и Иван Иванович Ползунов, которые своими прикладными исследованиями и инженерно-конструкторскими разработками раньше чем за 100 лет положили основы для фундаментальной науки – термодинамики с её фундаментальными законами.

 

4). Лист 4 Программы, раздел 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом», самый последний абзац и продолжение этого абзаца на Листе 5.

     Что конкретно имели в виду разработчики и составители Программы  под таким понятием как «механизмы саморазвития инновационной системы» не ясно и непонятно, это понятие требует дополнительного подробного разъяснения. Разъяснения также требует и такое абстрактно-неопределённое и сейчас довольно часто используемое во всевозможных публично-риторических выступлениях различных людей, но не используемое в конкретных серьёзных нормативно-правовых документах (а рассматриваемую Программу, кстати, как раз и надо относить и считать именно таким серьёзным документом ) понятие как «реальный бизнес» (значит есть какой-то ещё и «нереальный бизнес»(?), а нужен ли нашему российскому обществу и государству этот самый «нереальный бизнес»(?), и где объективная граница между «реальным бизнесом» и «нереальным бизнесом»(?)), а также и понятие «реальный сектор экономики» (как будто бы у реально существующей российской экономики есть ещё какие-то «нереальные сектора» ), которое приводится в самом последнем абзаце раздела 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом» на листе 5 текста Программы.

     Предложение, которое начинается на 1-ой строке снизу Листа 4 Программы и заканчивается на 1-ой строке сверху Листа 5, и последующее за ним предложения: «Требуется масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов становится катализатором развития тех или иных направлений» изложить в следующей изменённой новой редакции: «Требуется масштабное вовлечение по существу всех хозяйствующих субъектов, государственных, некоммерческих и общественных организаций, бизнеса, всех физических лиц, кто по своему образованию, знаниям и роду своей деятельности способен и сопричастен к этому в систему инновационного развития. Что касается бизнеса, то роль государства состоит в создании  (установлении) таких объективных условий, чтобы инновационное развитие для бизнеса становилось бы, и постоянно было бы (оставалось всегда) приоритетным. Государственное участие в общей организации, в управлении и руководстве, в финансировании инновационной деятельности является важнейшим условием для прогрессивного развития производительных сил».

 

5). Лист 5 Программы, раздел 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом», самый последнее заключительное предложение этого раздела: «Программа призвана занять важнейшее место среди тех областных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путь развития экономики России, изменяющий качественный характер экономического роста страны». Это утверждение не соответствует смыслу и содержанию (противоречит и расходится со смыслом и содержанием) Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 – 2010 годах, в котором переход к инновационному развитию страны определён как основная цель государственной политики. Кстати, даже странно, что разработчики и составители Программы не заметили и не понимают этого обстоятельства, поскольку на Листе 3 Программы, в 1-ом абзаце снизу, они сами упоминают об этом Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

     Поэтому это предложение надо изложить в следующей редакции: «Настоящая Программа занимает самое главное, основное, первостепенное место среди вообще всех, каких бы то ни было других целевых программ поскольку не каким-то косвенно-второстепенным и опосредованным, а самым прямым и непосредственным, ключевым образом направлена на прогрессивное развитие производительных сил, на прогрессивное развитие экономической первоосновы жизни не только всей Самарской области, но и всего нашего российского общества».

 

6). Лист 6 Программы, раздел 2 «Цель, задачи и сроки реализации Программы», 16-ая строка сверху, формулировку: «запуск основных элементов инновационной инфраструктуры» заменить на «создание и запуск всех необходимых и достаточных элементов инновационной инфраструктуры».

 

7). Лист 18 Программы, раздел «Механизм реализации Программы», 11-ая строка снизу, формулировка: «развитие правовой базы в сфере патентоведения и интеллектуальной собственности для осуществления эффективной коммерциализации технологий» противоречит Статье 71 Конституции Российской Федерации в пункте о) которой чётко определено, что «в ведении Российской Федерации находится правовое регулирование интеллектуальной собственности». Поэтому «развитие правовой базы в сфере интеллектуальной собственности» не может находиться в ведении Самарской области. И поэтому эту формулировку надо заменить на следующую: «развитие правовой базы в сфере инновационной (изобретательско-патентной ) деятельности для осуществления наиболее эффективного и продуктивного прогрессивного развития производительных сил».

     Следует отметить, что это свидетельствует о том, что представители основного разработчика Программы (министерства экономического развития Самарской области) просто не знают (и потому правильно и верно не понимают) статей Конституции  Российской Федерации. Кстати, это незнание и непонимание статей основного закона нашей страны представители министерства экономического развития Самарской области публично проявили повторно (образно выражаясь, споткнулись об одни и те же грабли дважды, но только, если так можно выразиться, с разных сторон), когда в своём письме в наш адрес (исх. № 7-12/648 от 13 октября 2008 года,  лист 1, третий абзац сверху) сделали утверждение о том, что «регулирование патентной и изобретательской деятельности относится к исключительным полномочиям Российской Федерации», осуществив подмену понятий и отождествив с этим своим субъективным понятием нетождественное ему конституционное понятие о том, что «в ведении Российской Федерации находится правовое регулирование интеллектуальной собственности».

 

7). Лист 21 Программы, рис.2 «Система финансового обеспечения инновационной деятельности»:

     - слова «Вузы и НИИ» заменить на слова - «юридические и физические лица, создающие первоначальное, исходное техническое и технологическое решение» или лучше даже на такие слова как - «субъекты, создающие первоначальное исходное техническое и технологическое решение»;

     - слово «Идея» заменить на слова - «первоначальное исходное техническое и технологическое решение»;

     -  слова «Промышленные образцы» заменить на слова – «опытные образцы»

 

     3. Вопросы по теме «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» (в редакции Закона Самарской области от 21.07.2008 № 93-ГД)

 

1) Лист 2, в абзаце «ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ» упоминается «советник  Губернатора Самарской области по инновационной политике».

     Хотелось бы узнать конкретно – кто этот человек (ни на одном из заседаний семинаров-совещаний-«круглых столов» в Самарской Губернской думе от 24 апреля, от 07 октября, от 20 ноября 2008 года мы так и не услышали никаких его выступлений или даже каких-то реплик по всей этой многострадальной теме), хотелось бы с ним лично познакомиться и задать ему следующие вопросы:

«1. Почему Законы Самарской области об утверждении «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ» от 12 декабря 2007 года № 154-ГД и от 21 июля 2008 года № 93-ГД подписаны (утверждены ) и.о. Губернатора Самарской области, Вице-губернатором Самарской области Нефёдовым Александром Петровичем? А не подписаны (утверждены ) лично самим Губернатором Самарской области Владимиром Владимировичем Артяковым? Может быть, Владимир Владимирович Артяков вообще не знает о существовании такой Программы? Или он считает её какой-то несерьёзной (должным образом недоработанной, сам просто не верит в то, что эта Программа когда-либо как-то будет практически реализована, не хочет за неё нести какую-либо ответственность, и потому не решился ставить свою подпись под столь эклектично-сумбурным документом ) или второстепенной и малозначимой для будущего Самарской области?

2. Знаете ли Вы, как советник  Губернатора Самарской области по инновационной политике, обо всём том, что обсуждалось на уже достаточно многочисленных семинарах и «круглых столах» организованных и проведённых Комитетом по промышленности, связи и торговле Самарской Губернской Думы от 24 апреля, от 07 октября, от 20 ноября 2008 года? И если знаете, то докладывали ли Вы об этом лично Владимиру Владимировичу Артякову?

3. Мы неоднократно обращались с много-содержательными письмами-обращениями лично к Губернатору Самарской области Владимиру Владимировичу Артякову по вопросам инновационного развития Самарской области (инновационной политики), в которых мы, кстати, помимо всего прочего просили Владимира Владимировича Артякова о личной встрече по проблемным вопросам инновационного развития Самарской области. Ни на одно из этих писем мы так и не получили никакого (даже формально-несодержательного) ответа. Знаете ли Вы, как советник Губернатора Самарской области по инновационной политике, что-либо обо всех этих наших письмах-обращениях? И если знаете, то тогда, если конечно сможете, объясните, пожалуйста, почему была нарушена (не соблюдена) Статья 12 Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года?».

 

2). Лист 4 Программы, раздел 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом», 13-ая строка снизу, «среди проблем, требующих программного решения» упоминаются - «административные и психологические барьеры».

    Вопрос: «Что конкретно разработчики и составители Программы имели в виду под таким абстрактно-неопределённым понятием как «административные и психологические барьеры»(?). И следует ли понимать это так, что именно эти самые негативные, очень нехорошие и даже мерзопакостные «административные и психологические барьеры» как раз и стоят на пути всех этих вышеупомянутых объективно-разумно-обоснованных предложений исходящих от нас, от самарских организованных изобретателей(?)».

 

3). Прошёл уже год с момента окончательного принятия и утверждения «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008–2015 ГОДЫ».

     Как говорится, цыплят по осени считают. Но вот уже прошла и осень. И уже надвигается многолетняя  глобально-кризисная зима, из которой есть только один единственный выход (и иного просто, как говорится, не дано) - выход основанный на инновационном развитии (и это достаточно глубоко осознаёт главное руководство Российской Федерации, и к сожалению, не так глубоко осознаёт руководство Самарской области ).

     Время для подведения конкретных сделанных дел, некоторых конкретных промежуточно-этапных итогов, а также и подсчёта этих самых цыплят, наконец-то, настало. А лучше сказать не цыплят, а как образно выразился министр экономического развития Самарской области Габибулла Рабаданович Хасаев на совещании в доме Правительства Самарской области, которое состоялось 22 мая 2008 года, «живых шевелящихся раков» и «красных, варёных неподвижных раков»

     По ходу реализации Закона Самарской области от 12 декабря 2007 года № 154-ГД «Об утверждении ««ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 – 2015 ГОДЫ»» у нас есть следующие конкретные вопросы, на которые мы, организованные изобретатели Самарской области, хотели бы получить конкретные ответы:

«1. Когда, в какой конкретный срок мы получим конкретные письменные (в виде конкретных документов) ответы от основных разработчиков Программы по всем нашим вышеприведённым в настоящем выступлении соображениям по «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008–2015 ГОДЫ»?

2. На совещания от 22 мая 2008 года в доме Правительства Самарской области (с момента принятия и утверждения «ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008–2015 ГОДЫ» в тот период времени прошло уже полгода ) от Габибуллы Рабадановича Хасаева мы узнали о том, что государственное учреждение «Агентство инновационного развития» (ГУ «АИР») пока ещё не создано, потому что руководство Самарской области пока ещё не определилось и ему не ясны все те функции (та конкретная работа), которые должно выполнять (и как конкретно выполнять) это государственное учреждение.

     Создано ли сегодня, наконец-то, государственное учреждение «Агентство инновационного развития» (ГУ «АИР»), или не создано? И если создано, то хотелось бы узнать его полные реквизиты, структуру, и полную профессионально-деловую характеристику всего кадрового состава? А также узнать что конкретно, какая конкретная работа ГУ «АИР» уже проделана (сделана), и какая сейчас (в настоящее время делается)?

3. В тексте Программы помимо ГУ «АИР» упомянуты и другие инфраструктурные подразделения (ИФФ, СОЦТТ, Бизнес-инкубаторы, ЗПИФ, Технопарки). Хотелось бы также узнать полные реквизиты всех этих организаций и учреждений, их структуры, и полные профессионально-деловые характеристики всего кадрового состава этих инновационно-инфраструктурных организаций и учреждений? А также узнать - что конкретно ими сделано, какая конкретная работа всеми ими уже осуществлена, и какая сейчас (в настоящее время) конкретно делается?

4. В конце октября 2008 года нам стало известно, что в создании некоммерческого партнёрства «Региональный центр инноваций и трансфера технологий» (НП «РЦИТТ») возникли юридические сложности, что это некоммерческое партнёрство никак не может открыть свои расчётные счета в банке, принять деньги и, наконец-то, начать свою работу.

     Год уже прошёл, а, казалось бы, самый формально-простейший вопрос по ходу выполнения Закона Самарской области от 12 декабря 2007 года № 154-ГД «Об утверждении ««ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008–2015 ГОДЫ»» никак не может быть решён(?).

5. Когда, наконец-то, закончится всё это бездейственное разгильдяйство, головотяпство, неумение и самое главное нежелание конкретно работать, всё это саботирование работы по совершенствованию Программы и её практической реализации? Во всём этом можно усмотреть преступный умысел.».

 

 

© Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области», 05.12.2008.


Версия для печати »

[an error occurred while processing this directive]

Лента Самара - REVIEW

15:34 «Полит.ру» объявляет конкурс на лучший вопрос и рецензию к книге Александра Долгина

12:03 Skoda Superb – практически уникальное предложение в классе

18:17 "Постиндустриальные технологии" это ненаучный термин

16:17 Ну и как КОНКРЕТНО мы будем ковать своё счастье?

01:11 Тока нет, но зато какое высокое напряжение

01:00 И вам, если не всё, то многое станет вполне ясным и понятным

17:26 О самом важнейшем, первоочередном и первостепенном общественном ДЕЛЕ

21:18 Как и когда Россия пойдёт вперёд

17:09 За самарскими изобретателями БУДУЩЕЕ

12:01 Если у вас есть желание, то вы сможете разобраться

15:50 Перемены будут

00:19 Так всё-таки что же следует понимать под таким понятием как «внедрение», которого нет в ГК РФ?

11:05 Вперёд за Родину, вперёд за российских изобретателей!

23:47 Мы продолжаем находиться в состоянии катастрофы, и застряли в точке бифуркации

10:29 О деньгах, необходимых для возрождения российского изобретательства, и не только

10:22 Сейчас у российских изобретателей жизнь горькая, как полынь и колкая, как ковыль

13:37 Блуждая среди «двух сосен», «карлик» должен помнить и не забывать «гигантов»

22:06 Ну и с чего конкретно начнём?

22:01 Уровень патентной культуры у нас в России крайне низок

00:13 Щука нужна, чтобы карась не дремал

00:09 Добрые пожелания Сергея Михайловича Обижаева

00:02 «В России нет ничего невозможного»

01:20 «Кличут трубы молодого казака в Красной Армии ИМПЕРИИ служить»

00:43 Обижаев Сергей Михайлович поддерживает Максима Бочарова из Москвы

14:31 Для подавляющего большинства российских изобретателей отечество – это всё-таки не деньги, а именно Родина-Россия

22:56 Ну и с чего же начинать выполнение «программы-минимум»?

16:59 России нужна РАЗУМНАЯ экономика, в которой свободно и беспрепятственно развиваются производительные силы

16:12 «Не лукавьте, не лукавьте! Ваша песня не нова…»

20:19 Ну и кто, «ответит за базар»?

10:07 «Ждут дороги меня и тревоги новые»

14:33 Перечень интересов большинства изобретателей сформулирован и зафиксирован

22:39 О «шорохе орехов»

22:34 «Ёжик в тумане» предусмотрел равенство в правах (паритетность) всех патентов

17:33 О «КОМАНДЕ без которой нам не жить»

09:54 «Его величество РЫНОК» далеко не всегда разумен

21:05 Сергей Михайлович Обижаев ничего на ходу не придумывал, а просто дал правильные и верные комментарии

21:01 Будет ли способствовать создание Союза изобретателей РФ тому, чтобы у нас стране наконец-то реально и конкретно появился рынок объектов интеллектуальной собственности?

23:05 Учитесь у людей, изучайте конкретную практику изобретательско-патентного дела

16:29 Уважение российского общества и государства к своим изобретателям должно материализоваться в нормах будущего российского законодательства по налогообложению

10:07 До Первого Учредительного съезда Союза изобретателей РФ - «дистанция огромного размера»

10:00 О механизме выделения средств авторам аналогов

00:34 Кому и какие изобретения нужны в постиндустриальном обществе

13:02 Большой огонь не угаснет, и всем станет теплее

10:47 Кто не понимает диалектики, в конечном итоге всегда проигрывает

21:52 Ну и кто же у нас в стране имеет понятия «о рынке сбыта» инновационных продуктов?

«РиаСамара» © Самара
При полном или частичном использовании текстовых материалов, фотографий и иной информации гиперссылка на www.riasamara.ru обязательна.16+




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия